#Люди как люди: опыт инклюзивной работы в Русском музее
11.04.2024Одним из участников круглого стола «На шаг ближе: маршруты помощи детям с РАС», прошедшего в рамках VIII Всероссийского инклюзивного фестиваля #Люди как люди, стала Альфия Шагеева – ведущий специалист отдела социокультурных коммуникаций Русского музея, многолетнего партнера университета. Альфия Мустакимовна рассказала о том, как в музее ведется работа по социальной адаптации и творческой реабилитации с особенными детьми.
Государственный Русский музей – давний партнер Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. В 2012 году в университете был открыт виртуальный филиал Русского музея, в котором уже не первый год ведутся занятия со студентами в рамках изучаемых дисциплин, проходят встречи, посвященные психологии восприятия живописи в рамках программ «Диалог с искусством» и «История русской живописи». Студенты знакомятся с шедеврами русского искусства не только по имеющимся в виртуальном филиале материалам, но и непосредственно в музейных залах, на специально проводимых для них экскурсиях, принимают участие в организуемых музеем конкурсах.
Наши друзья не могли остаться в стороне от столь значимого мероприятия, как Всероссийский инклюзивный фестиваль #Люди как люди, и стали участниками организованного в университете социального проекта «Счастливый взгляд».
- Альфия Мустакимовна, на протяжении какого времени Вы занимаетесь арт-терапевтической работой в Русском музее?
- Я работаю в отделе социокультурных коммуникаций Русского музея более 20 лет.
- Как зарождалась идея проведения инклюзивной работы в Русском музее?
- В отечественной практике Государственный Русский музей стал первым музеем, разработавшим программу, адресованную детям, подросткам с ограниченными возможностями. Благодаря развитию идей гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), укоренившихся в музейно-образовательной деятельности, удалось выработать дифференцированный подход к этой особой аудитории. Подход, учитывающий ее потребности и возможности.
Еще в 90-е годы прошлого столетия Русский музей открыл свои двери для социального эксперимента – началась работа по социальной адаптации и творческой реабилитации людей «с проблемами» средствами изобразительного искусства.
- Какие программы разработаны в Русском музее для детей с ОВЗ?
- В Русском музее разрабатываются и осуществляются музейные социально-культурные и арт-терапевтические программы, экскурсии, квесты, интерактивные занятия, адаптированные под разные группы людей с инвалидностью. Цель арт-терапевтических программ – способствовать повышению социально-адаптивных функций личности человека и его социальной компетентности средствами изобразительного искусства, музейной среды и арт-терапии через развитие мотивации к творческому освоению жизни, способности к общению и обучению.
Кроме того, в музее, в отделе социокультурных коммуникаций ведется подготовка волонтёров для участия в инклюзивных проектах, работа по обеспечению доступности услуг музея, организации выставок художников из уязвимых групп, осуществляется методическое обеспечение.
- Какую оценку Вы можете дать мероприятиям, организованным в СПбУТУиЭ в рамках Фестиваля «Люди как люди», что было полезного для Вас на круглом столе, в работе которого Вы приняли участие?
- Самая высокая оценка проекта «Счастливый взгляд» в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля, осуществляемого Санкт-Петербургским университетом технологий управления и экономики, Институтом языковых коммуникаций и психологии, кафедрой педагогики и психологии. Встреча за круглым столом позволила обсудить накопленный опыт, познакомиться с коллегами из других учреждений образования и общественных организаций. Удалось рассказать о проектах, осуществляемых в Русском музее.
- Альфия Мустакимовна, большое спасибо за интервью и за то, что выполняете такую важную миссию. Мы желаем Вам успехов в работе с особенными людьми, направленной на то, чтобы их мир стал шире и богаче.