• Главная
  • Новости
  • Экскурсия для студентов СПбУТУиЭ, активных участников «Школы Ренессанса»

Экскурсия для студентов СПбУТУиЭ, активных участников «Школы Ренессанса»

21.03.2024
20 марта зав. научно-методическим сектором Научно-методического отдела Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Ольга Махо. провела экскурсию в Государственном Эрмитаже для студентов СПбУТУиЭ.

В этот раз студенты знакомились с искусством Италии эпохи Возрождения.  Эрмитаж располагает обширной коллекцией картин итальянских художников, которая охватывает значительный период развития искусства с XIII до начала XIX столетия. Самый ранний памятник итальянской живописи, который мы увидели - небольшой крест с изображением распятия, единственная достоверная работа Уголино ди Тедиче, пизанского живописца второй половины XIII столетия. 

Особый интерес вызвала у нас миниатюрная по размеру правая створка диптиха c образом Мадонны из сцены «Благовещение» - работа крупнейшего мастера сиенской школы первой половины XIV столетия Симоне Мартини. Левая створка с изображением архангела Гавриила хранится в Национальной галерее Вашингтона. Симоне Мартини - один из лучших мастеров позднеготического искусства. Его работы отличаются утонченной красотой цветовой гаммы и линейного ритм, богатством орнамента, грациозностью фигур. Сидящая на подушке Мария - воплощение изысканной женственности. Склонив голову, она смиренно вслушивается в слова небесного посланца, возвещающего, что она родит Спасителя человечества. Не  телесное, но духовное стремится художник выразить в образе Марии. Ранее работа находилась в собрании графа Г.С. Строганова в Риме. По завещанию владельца  «Мадонна» поступила в Эрмитаж.

Затем мы посмотрели икону «Мадонна на троне с Младенцем и ангелами» неизвестного художника сиенской школы начала XIV века, выполненную по византийским канонам.

В иконе работы Лоренцо ди Никколо Джерини « Мадонна с Младенцем» заметно влияние готики. Она имеет обрамление в виде стрельчатой арки, украшенной поверху резным орнаментом, напоминающим языки пламени. Слева и справа между витыми колонками изображены четыре ангела, а в стрельчатом завершении - херувимы. В нижней части - три медальона с полуфигурами Христа, св. Екатерины и св. Доротеи. Мария представлена сидящей не на троне, а на подушке, лежащей на узорчатом ковре. Такое изображение Мадонны символизирует смирение. В приземестости фигур, типе лица и жестах, стремящихся передать искреннее чувство, связывающее мать и дитя, ощутимо влияние Джотто, которого называют отцом итальянской живописи. Он впервые отошел от традиций византийской иконописи и обратился к изображению реального пространства и человека в нем. Как и Джотто, Джерини был флорентийцем. Именно Флоренции суждено было стать в начале 15 века колыбелью Возрождения.

Далее мы остановились у фрески «Мадонна с младенцем св. Домиником и Фомой Аквинским», выполненной Анжелико фра Беато (фра Джованни да Фьезоле, Гуидо ди Пьетро) в 1430 г.. Эта фреска - из монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, где фра Анжелико, монах-домениканец, занимал должность приора. После упразднения монастыря в XIX в. фреска была выпилена из стены и продана флорентийским живописцам Маццонти и Конти, у которых она была приобретена для Эрмитажа. Слева от Марии - святой Доминик, основатель ордена доминиканцев. Лилия в его руке символизирует чистоту. Справа - великий теолог св. Фома Аквинский. На страницах книги, которую он держит, тексты псалмов.  В отличие от святых, наделенных индивидуальными чертами облика и характера, Мадонна идеально прекрасна. Именно ее образ сообщает настроению произведения лирическую возвышенность.

Следующее произведение, у которого мы остановились - «Видение блаженного Августина» Филиппо Липпи, 1460. Картина входила в нижнюю часть алтаря. В основе сюжета - эпизод  из жизнеописания св. Августина, епископа города Гиппона. Августин, размышляя о догмате Божественной Троицы, шел по берегу моря и увидел ангела в облике младенца, который вычерпывал ложкой морскую воду и переливал ее в ямку. На вопрос Августина о смысле этого занятия ребенок ответил, что попытка постичь тайну триединства Бога силами человеческого разума тщетна, как и стремление вычерпать море ложкой. Сказав это, ангел исчез.
Фра Филиппо возможно первым обратился к этому редкому сюжету. Мистическое событие он представил как конкретную сцену среди холмов родной Тосканы. Море заменено ручьем. Слева в глубине видна излучина реки и башни небольшого города. Справа вверху - трёхликий солнечный диск - один из символов Троицы. Высокий горизонт и маленькие по сравнению с фигурами холмы и деревья - свидетельство освоения живописцем приема линейной перспективы.

В следующих двух залах  была представлена флорентийская  скульптура (майолика) Бульони Бенедетто «Рождество. Св.Рох» (в люнете алтаря) и рельеф «Мадонна  с младенцем, Иоанном Крестителем и двумя ангелами» из мастерской Бульони Бенедетто, а также живописные полотна «Портрет старика» Гирландайо Ридольфо (ок. 1520 г.) и «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи,  сына художника фра Филиппо Липпи и ученика Сандро Боттичелии, из собрания графа П.С. Строганова.

 

Гордость коллекции - произведения великих мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана. В России, только Эрмитаж обладает картинами Леонардо да Винчи, двумя из дошедших до наших дней 12-14 его живописных произведений. Это «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», 1478) и «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта» между 1480-1491).

 

 

В Новом Эрмитаже мы остановились в Зале итальянской майолики, в котором экспонируются ранние произведения Рафаэля Санти:- «Мадонна с Младенцем»  («Мадонна Конестабиле» (между 1502-1503) и «Святое семейство»  («Мадонна с безбородым Иосифом» 1506-1507).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  В этом же зале нас поразила скульптура «Мертвый мальчик на дельфине», выполненная для украшения фонтана и приписываемая ученику, другу и помощнику Рафаэля Лоренцо Лоренцетто.

Он исполнил скульптуру по рисунку и под непосредственным руководством своего учителя. Сюжет статуи, заимствованный из античного предания, повествует о том, как дельфин вынес своего маленького мёртвого друга на берег.

С творчеством Рафаэля знакомят в Эрмитаже и копии прославленных фресок ватиканской галереи - знаменитых «Лоджий Рафаэля», выполненные в конце XVIII века по заказу императрицы Екатерины II.

 

В зале фресок Рафаэля мы увидели единственную в России скульптуру Микеланджело, известную  под названием «Скорчившийся мальчик», 1530. Несмотря на небольшие размеры, скульптура создаёт впечатление мощи и внутренней цельности. Поза мальчика тяготеет к античности, напоминая классический сюжет – мальчик, вынимающий из ноги занозу. Драматическая эмоциональность кроется в каждом движении напряжённых мышц. Шероховатая поверхность мрамора усиливает художественную выразительность образа.

 

 

К числу бесспорных шедевров Тициана, представленных в музее, относятся «Даная» (1554), «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е),  «Христос-Вседержитель» (1570) и «Святой Себастьян»(1570-е) - одно из самых поздних полотен художника.

 

Удалось нам познакомиться и с предметами прикладного искусства - венецианским кружевом и изделиями из муранского стекла, производство которого было сосредоточено на венецианском острове Мурано. В экспозиции представлены вещи из стекла различных типов: и бесцветные, и цветные, и молочные,  и мозаичные, и агатовые, и авантюриновые. Яркие краски венецианского стекла являются вечными. Они не стираются и не выгорают.

Студенты поделились отзывами об экскурсии:

Корягина Мария: «Экскурсия в Эрмитаж была поистине захватывающим и незабываемым опытом. Увидеть такое количество произведений искусства, исторических артефактов и удивительных экспонатов в одном месте было просто потрясающе. Гид смог рассказать о каждой картине, скульптуре или артефакте с таким энтузиазмом, что проник меня своей страстью к искусству и истории».
Другие студенты группы: «Эта экскурсия в Эрмитаж была удивительным погружением в историю искусства, я узнал так много нового и увидела потрясающие произведения мировых художников».
«Очаровательная атмосфера и богатство коллекции Эрмитажа оставили невероятное впечатление, каждая экспозиция была уникальной и захватывающей».
«Отличная организация экскурсии и профессиональный гид позволили максимально насладиться посещением Эрмитажа, это было по-настоящему захватывающее путешествие в мир искусства».

Использованы материалы сайта Государственного Эрмитажа.

 

Галерея