«Русский музей: виртуальный филиал»: Мраморный дворец
30.11.2023В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов СПбУТУиЭ проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».
29 ноября студентам СПбУТУиЭ была предоставлена чудесная возможность посетить роскошные залы Мраморного дворца. Старший научный сотрудник Русского музея, хранитель Елена Борисовна Кочетова провела потрясающую экскурсию как по отреставрированным основным залам, так и по личным покоям Константина Романова.
Мраморный дворец - первый архитектурный комплекс, облицованный природным камнем, в его отделке использовано более 30 сортов мрамора и гранита. Был сооружен по велению Екатерины II для графа Г.Г. Орлова в 1768 - 1785 годах по проекту итальянского архитектора А Ринальди. Дворец называли «дворец благодарности», так как Екатерина Великая хотела отблагодарить человека, который оказал ей помощь в дворцовом перевороте 1762 года. В ответ Григорий Орлов подарил своей императрице огромный бриллиант в 189,62 карата, который ныне хранится в Алмазном фонде в Москве и носит имя «Орлов». Строительство Мраморного дворца продолжалось 16 лет. Граф Г.Г. Орлов не успел воспользоваться монаршей благодарностью: он умер за два года до окончания работ. Екатерина выкупила его у наследников графа и подарила своему внуку великому Князю Константину Павловичу. С тех пор дворец стал резиденцией Константиновичей.
Захватывающее путешествие по Мраморному дворцу началось с Парадной лестницы — уникального в истории русской архитектуры XVIII в. интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора. На стене напротив входа мы увидели мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г. Орлова в знак признания заслуг архитектора.
В нишах, украшенных мраморными раковинами, между первым и вторым этажами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь — женская фигура с традиционными атрибутами: сова; работы неизвестного мастера; Утро — женская фигура в виде богини утренней зари Авроры; атрибуты: солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках богини; Полдень — женская фигура с присущими ей атрибутами: стрела — символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, и знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года; Вечер — женская фигура в образе богини охоты Дианы, в сумерках выходящей на охоту. Её атрибуты — лук и колчан со стрелами. Автором этих трех статуй является скульптор Федор Шубин.
А в прямоугольных нишах, между вторым и третьем этажами две статуи, которые символизируют Весеннее равноденствие — женская фигура с цветочной гирляндой в руках, и Осеннее равноденствие — мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.
На внутренних стенах площадки третьего этажа размещены рельефные изображения четырех главнейших добродетелей: Умеренность, Сила духа, Благоразумие и Справедливость. В центре западной стены помещена композиция: «Игры амуров».
Затем мы прошли в Мраморный зал — уникальный в истории русской архитектуры XVIII в. интерьер, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, ныне после реконструкции А. Брюллова он двухъярусный. Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей.
Скульптурное убранство Мраморного зала было создано выдающимися русскими скульпторами. По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений», выполненных скульптором Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли. На западной стене установлены два барельефа работы М. Козловского. Перекрытие украшает живописный плафон С. Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». В убранстве зала также использован редкий поделочный камень - лазурит. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы. Дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, были выполнены из различных сортов цветного дерева.
Далее мы перешли в Парадную приёмную, сохранившую подлинные элементы исторической отделки. В 2015 г. были воссозданы мраморные камины, наборный паркет из ценных пород дерева, расчищена и заново позолочена лепнина перекрытия, отреставрированы дверные полотна, воссоздана бронзовая золоченая люстра.
В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце — двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получил новое художественное убранство и стал именоваться Белым или Готическим из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме - единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.
К Белому залу с севера примыкает Греческая галерея, в которой также воссоздано художественное убранство: восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, осуществлена реконструкция наборного паркета.
Из Греческой галереи двери ведут в Зимний сад. А. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами.
В декабре 1991 г. решением Мэрии Санкт-Петербурга Мраморный дворец был передан в распоряжение Государственного Русского музея. С 1994 года в Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в. С этого времени положено начало развития главной концепции Мраморного дворца: «Русское искусство в контексте искусства мирового».
В 1998 году известные петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские передали в дар Русскому музею богатое собрание произведений искусства, которое размещено в Мраморном дворце. Большая часть коллекции — произведения станковой живописи XVIII — ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно редкой частью собрания являются часы — каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII — первой половины XIX в. Представлены также графика, скульптура, мебель, осветительные приборы, и художественная бронза.
Далее Елена Борисовна пригласила нас в личные покои Константина Романова. Мы погрузились в другую эпоху, пройдя по узкой потайной винтовой лестнице и попав через замаскированную зеркалом дверь в небольшой вестибюль и прихожую, а затем в библиотеку, готическую музыкальную гостиную, кабинет К.Р. с молельней, в «Личную комнату», приемный Ореховый кабинет и парадную гостиную.
Студенты Института креативных индустрий и гостеприимства направления «Медиакоммуникации», посетившие уникальные интерьеры Мраморного дворца, рассказали о своих впечатлениях:
«Восторг! Экскурсия превзошла все мои ожидания и позволила не только ощутить величие прошлого, но и глубже понять и проникнуться богатым культурным наследием этого удивительного места», - поделилась Анастасия Маркеева.
«Комнаты, украшенные картинами и подлинными предметами, созданными столетия назад, были бесподобны и позволили погрузиться в другую эпоху, узнать характер и мир его владельцев. Мне очень понравилась экскурсия!» - отметила Валерия Щурова.
Ребята были рады предоставленной возможности посетить один из самых величественных дворцов Санкт-Петербурга. Они точно ещё не раз посетят залы Мраморного дворца.
Студентка группы ОКИГб-МК01-21-2 Дарья Плехова
Фото студенток группы ОКИГб-МК01-21-2 Валерии Шуровой и Доминики Карнилович
Использованы материалы сайтов Государственного Русского музея и группы компаний Тари Тур