Как научиться анализировать изображения предметов
07.12.2022Виртуальный филиал Русского музея СПбУТУиЭ продолжает встречи, посвященные психологии восприятия живописи в рамках программы «Диалог с искусством».
5 декабря прошло очередное занятие в рамках программы «Диалог с искусством», в ходе которого участники учились анализировать изображения предметов в произведениях живописи.
Мы встречаем изображения различных вещей на портретах, в жанровых сценах и, конечно, в натюрмортах. Зачем художник помещает рядом с портретируемым букет цветов? Для красоты? Чтобы заполнить пустое пространство? Или он вкладывает в любой изображенный предмет более глубокий смысл? Задача зрителя - попытаться найти ответы на эти вопросы, чтобы проникнуть в замысел автора. На примере произведений Сергея Пастухова, Николая Заболоцкого, Михаила Нестерова, Валентина Серова, Пабло Пикассо, Владимира Боровиковского, Пьера Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, а также традиционных голландских натюрмортов участники занятия учились расшифровывать послания живописцев, сокрытые в символике различных предметов, вспоминали язык цветов, частично сохранившийся в нашей культурной памяти, и пытались понять, что могли означать те предметы, которые раньше были распространены повсеместно, а сегодня практически исчезли из обихода.
Также в ходе занятия слушатели познакомились с результатами экспериментального исследования, в ходе которого было подтверждено, что произведения искусства могут воздействовать на зрителя на физиологическом уровне, и это влияние не зависит ни от сознательных установок, ни от эстетических предпочтений испытуемых. Это в очередной раз подтверждает, что воздействие искусства на нашу психику значительно мощнее, чем мы привыкли думать.
В завершение беседы участники обсудили современные цветовые тренды и то, как они влияют на психическое состояние современного зрителя.
Как всегда встреча проходила в форме активного диалога, студенты предлагали свои оригинальные интерпретации, раскрывая новые смыслы давно знакомых произведений искусства.
В ходе занятия были использованы открытые ресурсы портала «Виртуальный Русский музей» - раздел «Коллекция».