Навстречу Году педагога и наставника. Ольга Ярцева: «Молодым авторам всегда готовы помочь, научить. А у опытных сами готовы поучиться»
07.10.2022Серию интервью с преподавателями, сотрудниками, студентами университета, которую мы начали в преддверии Года педагога и наставника, продолжает разговор с руководителем Издательско-полиграфического центра СПбУТУиЭ Ольгой Ярцевой.

- Ольга Владимировна, вспоминаете ли Вы своих педагогов – учителей в школе, преподавателей в институте? Что они Вам дали, кроме знаний?
- Учителей не только помню, но некоторых даже вижу. Так получилось, что мои дети в свое время пошли учиться в ту же школу, которую окончила я. О некоторых учителях сохранились очень теплые воспоминания, несмотря на то, что учиться было непросто. Так что ушла я из школы рано, после 9 класса. Всегда хорошо рисовала, поэтому пошла учиться в художественное училище, на ювелира.
- Сейчас Вы работаете совсем в другой области, как произошли эти изменения в профессиональной карьере?
- После училища я работала на заводе «Русские самоцветы». И если учиться было интересно, то на заводе работа была более рутинной, мне не хватало творчества. Я стала искать себя. Практически случайно попав в типографию, поняла, что это – мое место.
Бумага, печатные станки, работающие там люди – мне все понравилось. Меня не пугало, что придется учиться всему с нуля. Навыки, которые получила в училище, очень пригодились – мне было нетрудно понять, как работают машины; инструменты, краски – все это было понятно и знакомо. Когда немного освоилась, поняла, что мне есть куда применить свои художественные навыки.
Все это происходило в 2000 г., и ни у кого из работников типографии не было профильного образования. А мне было интересно, и я заявила руководителю, что хочу учиться. И поступила в Северо-Западный институт печати на художника-иллюстратора книжной графики. Параллельно начала работать дизайнером – это тоже рядом с полиграфией.
- А какими судьбами Вы попали в вузовскую сферу?
- Мне сказали, что в Высшей школе экономики Санкт-Петербурга хотят открыть свою типографию. На тот момент у меня не было опыта руководящей должности, я мало понимала, как строится вузовская система, как она работает. Но, видимо, мой девиз по жизни – «Пришел, увидел, победил». Попав в академическую среду, я была приятно удивлена атмосферой, уровнем общения, умом и интеллигентностью людей. Впервые поняла, как это прекрасно, когда тебе доверяют. Это стимулирует, заставляет работать с полной отдачей – чтобы не подвести, не потерять это доверие. После создания отдела оперативной полиграфии стал вопрос: а что печатать? Так был организован издательский подотдел.
- Почему Вы перешли работать к нам в Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики?
- У ВШЭ был интерес развивать печать, а не издавать. А меня поразила работа редактора с авторами – он должен прочитать труды совершенно разной тематики, разобраться, что-то посоветовать исправить, порекомендовать. Мне интересно было именно издательство, меня интересовала научная периодика, издание журналов. И когда поступило предложение от СПбУТУиЭ, где выпускались научные журналы «Экономика и управление», «Ученые записки», «Социология и право», интерес взял свое.
- Вы сами выступали в роли наставника, можете вспомнить своих «учеников»?
- Мне приходилось работать с авторами, у которых не было опыта работы с редакторами. Я слушала обе стороны, училась сама и учила их. Как руководителю пришлось задавать какие-то рамки, учить верстальщиков верстке не в текстовом редакторе, а в профессиональных программах. И показывать красоту книги – что это не просто текст.
- Какую роль играет издательство в жизни наших студентов, аспирантов?
- Мы обеспечиваем учебный процесс – издаем учебные пособия, методические указания, сборники научных трудов, сборники по результатам прошедших конференций. И, конечно, у наших студентов и аспирантов есть возможность напечатать свои статьи в издаваемых вузом журналах.
- О чем Вы мечтаете, в какую сторону хотели бы развивать свою деятельность?
- Мы в издательстве мечтаем, чтобы к нам больше шли авторы, чтобы было больше интереса к нашему подразделению. Молодым авторам мы всегда готовы помочь, подсказать, научить. А у опытных авторов сами готовы поучиться. Очень надеемся, что у нас получится такое взаимодействие. Мечтаем создать такое учебно-научное сообщество, в котором авторы будут общаться с нами, с научным и литературным редактором, между собой – чтобы было такое движение, которое, как известно – жизнь.