Эффективный бизнес-план

25.04.2022
14 апреля 2022 г. консультант проектов по взаимодействию с вузами и партнерами бизнес-инкубатора «Ингрия» Роман Хромченко провел со студентами бизнес-игру: «Lean Canvas. Эффективный бизнес-план на коленке».

Lean Canvas – это таблица из девяти блоков.

Блок №1. Определение целевой аудитории. Определяется, на кого будет нацелен продукт (пол, возраст, интересы, образование и т.п.). Универсальный ответ «он подойдет всем» не сработает. У каждого проекта есть определенные сегменты, которые заинтересуются в потреблении. 

Блок №2. Проблема и альтернативные решения. Выявляются проблемы целевой аудитории, и исходя из них планируется добавление новых возможностей. Может возникнуть ситуация, что у разных сегментов разные проблемы. Тогда целесообразно делать несколько таблиц, заполняя блоки для каждого сегмента по отдельности. В результате может получиться, что лучше сделать несколько отдельных продуктов. Далее рассматривается, кто уже решает описанные проблемы. Задача – определить основных конкурентов и записать их во втором блоке Lean Canvas. 

Блок №3. Уникальная ценность продукта. Описываются уникальные свойства продукта, которых нет у конкурентов. Вокруг этих ценностей будет строиться рекламная кампания. Заполнить этот блок поможет уникальное торговое предложение (УТП). Уникальная ценность продукта должна быть описана кратко и четко. 

Блок №4. Как проблемы решит продукт. Исходя из выявленных проблем целевой аудитории, необходимо сформулировать каким образом их решит предлагаемый продукт. В этом случае целесообразно не полагаться только на свое мнение, а обращаться к тест-группе. Основываясь на их ответах, можно составить список функций, которые необходимо добавить в продукт.

Блок №5. Способы продвижения. Здесь определяются способны продвижения продукта на рынок исходя из его сегментации.

Блок №6. Предполагаемый доход. Определяется планируемая цена, соотносится с предложением конкурентов. 

Блок №7. Затраты проекта. Расписываются основные и дополнительные статьи затрат: техническая реализация, маркетинг, аренда серверов, разработка дизайна и т.п.

Блок №8. Ключевые показатели. Количественные показатели, по которым будет оцениваться проект: прибыль, доля рынка, трафик и т.п.

Блок №9. Скрытое преимущество. В рукаве всегда должен быть козырь, который поможет выиграть борьбу у конкурентов. Это должна быть уникальная особенность продукта, которая выделит его на фоне остальных. Желательно, чтобы она была трудно копируемой.

Этот блок очень важен, потому что мы живем в быстро меняющемся мире. После выхода на рынок ваш продукт могут быстро скопировать. Для таких случаев и нужно держать козырь, чтобы не потерять аудиторию и продолжать развиваться.

Lean Canvas широко используется при разработке и запуске успешных продуктов на практике. 

Студенты разбились на команды и составили бизнес-планы по указанной схеме.