Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

Героическое поколение: Мазаччо, Донателло, Брунеллески

04.12.2019
26 ноября и 3 декабря в университетском музее состоялись лекции Марины Власовой под общей темой «Героическое поколение: Мазаччо, Донателло, Брунеллески» из цикла «Школа Ренессанса».

Лекции   научного сотрудника Государственного Эрмитажа  Марины Власовой были посвящены трем  представителям героического поколения первой половины 15 века: Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди), Донателло (Донато ди  Никколо ди Бетто Барди) и Филиппо Бруннелески.

Начало XV века в Италии, период Раннего Возрождения, связан, прежде всего, с расцветом изобразительного искусства во Флоренции. «Не было поэта, не было писателя, не было художника эпохи Возрождения, который не прошел бы через флорентийскую школу. Мастерские художников, кипение жизни, огромное количество приезжих купцов, торговля, политические интриги.  И над всем этим царила династия Медичи…. Более всего Флоренция похожа на Париж рубежа двух столетий – это культурный художественный центр мира»,  - отмечала Паола Волкова. 

Именно эти три великих мастера считаются основоположниками нового искусства в Италии: архитектор Филиппо Брунеллески разработал теорию перспективы; ваятель Донателло в скульптуре воплотил идеи ренессансного искусства – создал свободно стоящую статую, конный памятник и «живописный» рельеф; и живописец Мазаччо отказался от линейного готического стиля. Мазаччо почерпнул у Джотто интерес к изображению правдоподобных фигур, но сумел продвинуться на шаг вперед, используя законы перспективы, сформулированные его современником Брунеллески. Мазаччо также изучал скульптуры Донателло и научился передавать в своих полотнах массивность и объем, которых прежде не было в живописи. Мастера выразили в художественных образах главную мысль Ренессанса - гуманистическую идею о свободном, сильном духом, гармонически прекрасном человеке, которого  возвели на некий пьедестал и сделали центром мироздания. Гуманисты считали, что мир можно обустроить путем усовершенствования каждого индивидуума, главными качествами которых являются  доблесть, добродетель, творчество.

Знаменитая фреска «Троица» для флорентийской церкви Санта Мария Новелла,  фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, созданные Мазаччо, скульптуры Донателло для фасада собора Санта Мария дель Фьоре, Святой Марк, Святой Георгий, пророк Аввакум,  статуя Давида из бронзы для дворца Козимо Медичи,  конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелата,   величественный восьмигранный купол Флорентийского собора, воспитательный дом, капелла Пацци, базилика Сан Лоренцо и другие произведения стали пластическим выражением идеи времени: доблести, силы духа, мужества и отваги.

Галерея