Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

  • Главная
  • Новости
  • Современные тенденции и актуальные проблемы науки и образования в условиях цифровой экономики. Диалог Россия-Германия

Современные тенденции и актуальные проблемы науки и образования в условиях цифровой экономики. Диалог Россия-Германия

19.02.2019

19 февраля в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики состоялся международный научно-практический семинар «Современные тенденции и актуальные проблемы науки и образования в условиях цифровой экономики. Диалог Россия-Германия».

Цикл совместных научных мероприятий, которые посвящены различным аспектам развития цифровой экономики, был инициирован давним партнером вуза – вице-президентом Европейской академии наук и искусств, членом правления Форума «Петербургский диалог», доктором юриспруденции, почетным профессором СПбУТУиЭ Вильфридом Бергманном. Открывая работу круглого стола «Правовые аспекты науки и образования в условиях цифровой экономики» об этом его участникам напомнил проректор по научно-техническому сотрудничеству с предприятиями и организациями и трудоустройству выпускников, доктор технических наук, доцент Геннадий Костин. На семинарах и конференциях, во время круглых столов, которые проводились совместно с Европейской академией наук и искусств на протяжении последних нескольких лет, рассматривались психологические и юридические аспекты, другие вопросы адаптации мировой экономики и общества в эру развития цифровых технологий.

Выступление г-на Бергманна, в котором он отметил, что самый принципиальный вопрос при рассмотрении проблем дигитализации не технический, а социальный, положило начало очень оживленной дискуссии. Особенно остро ее участники обсуждали проблемы, связанные с защитой личных персональных данных, интеллектуальной собственности, другие возникающие в цифровом обществе риски.

В работе круглого стола вместе с немецким коллегой приняли участие не только научные сотрудники и преподаватели нашего университета, но и декан Юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте России, кандидат физико-математических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, почетный профессор СПбУТУиЭ Сергей Цыпляев, а также его заместитель по учебной работе, профессор, доктор юридических наук Николай Разуваев.

В рамках круглого стола Сергей Цыпляев выступил с докладом «Мифы и фобии цифрового общества». Сергей Алексеевич начал с того, что цифровизация, особенно в науке, началась очень давно. Многие ждут, что искусственный интеллект вытеснит людей. И это миф и абсолютная утопия, человек всегда останется там, где сложные, плохо формализуемые задачи и нестандартное мышление. Утопией выступающий назвал и переход на цифровое правительство. «Правительство – это не место, где выдают справки, власть – это когда люди договариваются, как мы будем дальше жить, и это не заменить ни одной цифрой», – пояснил Сергей Цыпляев.

Все участники диалога согласились, что востребованными в новых условиях останутся юристы, специалистам в области юриспруденции необходимо быть готовым к таким реалиям, как защита интересов в условиях цифровой экономики. Праву придется регулировать все те новые отношения, которые будут создаваться, и право пойдет за жизнью – таков был вынесен вердикт.

Говоря о том, как нужно готовить в современных условиях студентов, Сергей Цыпляев отметил, что поместить в одну голову весь объем знаний, который к тому же постоянно растет, невозможно. Необходимо учить правильно искать эти знания, уметь обрабатывать и анализировать полученную информацию. И для этого необходимы личные коммуникации.

Есть ли место классическому образованию в цифровую эпоху? Этому вопросу было посвящено выступление кандидата экономических наук, доцента кафедры гражданского права и процесса СПбУТУиЭ Андрея Черных. Было отмечено, что даже если получение любой информации стало простым делом, рассказать о культуре этой информации, о моральном аспекте – это дело педагога. Мнение, что знания усваиваются гораздо эффективнее при личном общении, когда влияют в том числе и такие факторы, как личность преподавателя, его умение донести эти знания через конкретные примеры, поддержал также заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбУТУиЭ, кандидат юридических наук, доцент Алексей Лядов.

Участники семинара выразили единодушное мнение, что подобные встречи необходимо проводить и впредь, затронутые на ней вопросы – очень интересное поле для сотрудничества российских и немецких ученых.

Галерея