СПбУТУиЭ стал победителем Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России»
28.11.20164 ноября 2016 г. состоялось награждение организаций и предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области – участников Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России».
24 ноября 2016 г. состоялось награждение организаций и предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области – участников Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России».
От университета в конкурсе 2016 г. приняли участие образовательные программы высшего образования 43.03.02 Туризм и 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.
Образовательная программа высшего образования 43.03.02 Туризм стала лауреатом всероссийского конкурса, образовательная программа высшего образования 42.03.01 Реклама и связи с общественностью – дипломантом.
Итоги всероссийского этапа конкурса были подведены организатором – МОО «Академия проблем качества» (г. Москва). Церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса проводилась региональной комиссией конкурса в ФБУ «Тест-С.-Петербург».
От СПбУТУиЭ в церемонии награждения приняли участие первый проректор С.В. Авдашкевич, директор Института гуманитарных и социальных наук В.П. Сланов, заведующий кафедрой «Предпринимательство и туризм» И.Г. Филиппова, доцент кафедры «Маркетинг и социальные коммуникации» И.А. Ильина, доцент кафедры «Менеджмент и ГМУ» Т.А. Борисова.
Знак «Отличник качества», вручаемый за распространение идей управления качеством и внедрение систем менеджмента качества в организациях, получила доцент кафедры «Менеджмент и ГМУ» Т.А. Борисова.
– Что дает вузам участие в данном конкурсе и как это способствует совершенствованию деятельности вуза?
На этот вопрос выпускающего редактора газеты «Менеджер»» Елены Абрамовой ответила доцент кафедры «Менеджмент и ГМУ» Т.А. Борисова:
– Когда около 10 лет назад в вузах нашей страны начали создаваться отделы менеджмента качества, далеко не все представляли, какие задачи должны будут на них возлагаться. Под «качеством» в вузах традиционно понимали успешное прохождение обучающимися итоговой государственной аттестации и обеспеченность вуза учебно-методической документацией.
Время показало, что данное понимание не вполне верно, а акцент в работе создаваемых структурных подразделений должен быть сделан на формировании единой системы управления качеством в вузах, на комплексной оценке качества всех предоставляемых вузом услуг, применении требований восьми принципов менеджмента качества в образовательной среде, внедрении процессного подхода в управлении вузом.
В этой связи участие в данном конкурсе, на мой взгляд, дало Университету следующие преимущества:
• В ходе подготовке к конкурсу фактически был проведен документарно внутренний аудит системы менеджмента качества, работа с анкетой конкурсанта помогла выявить слабые, проблемные места в части описания обеспечивающих процессов.
• Стало возможным сформировать единую базу данных локальных нормативных актов и иной документации именно по обеспечивающим процессам (управление инфраструктурой и производственной средой, управление персоналом и др.), проследить взаимодействие и взаимовлияние процессов (например, процессов «Управление персоналом» и «Воспитательная работа»).
• Конкурс предоставил Университету возможность обмена положительным опытом в части развития систем менеджмента качества с организациями и предприятиями города, возможность установления деловых контактов с потенциальными работодателями, базами практик обучающихся. Причем с лучшими представителями работодателей города, получившими в процессе участия в данном конкурсе независимую оценку своей деятельности.
Кроме того, подготовка к участию в конкурсе «100 лучших товаров России», фактически, позволила нам провести самооценку и самоанализ деятельности университета, это важно.
– Конкурс называется «100 лучших товаров России», каким образом вуз, казалось бы, не имеющий прямого отношения к производственной сфере, может принимать в нем участие? Да и условия других подобных конкурсов (например, конкурса на соискание награды Правительства Санкт-Петербурга – почетного знака «За качество товаров (продукции), работ и услуг»), на первый взгляд, могут быть интересны, в основном, производственным компаниям?
– Во-первых, для участников конкурсов по качеству, представляющих непроизводственную сферу, предусмотрены номинации «Услуги (услуги населению)». Образовательные программы Университета стали участниками в данной номинации.
Во-вторых, тот факт, что условия, критерии конкурса «100 лучших товаров России» изначально были ориентированы на «производственников», на мой взгляд, является дополнительным плюсом. Это как раз то, что помогает вузу проанализировать состояние своих обеспечивающих процессов. Да, это сложно, это то, что может вызвать непонимание персонала, но это необходимо.
Не секрет, что такие аспекты жизнедеятельности вуза, как, например, энергосбережение или утилизация отходов, или дополнительные социальные гарантии работникам зачастую считаются второстепенными, а акцент при традиционном ежегодном самообследовании деятельности переносится на организацию учебно-методической работы или качество профессорско-преподавательского состава.
Но государство и общество в лице наших потребителей, в лице обучающихся, работодателей, партнеров, ставит сегодня перед вузами иные задачи: гарантии экологической безопасности или социальная ответственность бизнеса – это актуальное требование времени для успешных компаний любой сферы деятельности.
Комфортные, современные условия обучения, доступная среда для лиц с ограниченными возможностями, корпоративная культура вуза – это то, что прямо или косвенно заложено и требованиях действующей редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, и в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования.
Для негосударственного вуза это актуально, как ни для кого другого, негосударственные вузы функционируют в иных условиях, нежели государственные, и просто обязаны сегодня сами для себя «поднимать планку», отталкиваясь в работе не только от аккредитационных показателей, например, или показателей мониторинга эффективности, но и от требований международных стандартов ISO в области управления качеством, требований изменяющейся внешней среды, от социокультурных, экономических и других факторов.
С этой точки зрения участие в конкурсе «100 лучших товаров России», да и иных конкурсах по качеству – безусловно, позитивный опыт, полезный, как и для самоанализа деятельности вуза, так и для укрепления его имиджа.