• Главная
  • Новости
  • «Русский музей: виртуальный филиал»: обзорная экскурсия по Михайловскому дворцу

«Русский музей: виртуальный филиал»: обзорная экскурсия по Михайловскому дворцу

18.04.2024
В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов второго курса направления «Медиакоммуникации» СПбУТУиЭ 15 марта проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».

Ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея, кандидат искусствоведения Нина Шершова ознакомила студентов СПбУТУиЭ с основной экспозицией Михайловского дворца.

Мы вспомнили, что Русский музей -  первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в   1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций (арх В.Свиньин). Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар. На 1 января 2023 года коллекция музея насчитывает 444 705 музейных экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.

Основная экспозиция музея расположена в Михайловском дворце (арх. Карл Росси, 1819-1825 гг.), построенном для сына императора Павла I Великого князя Михаила Павловича. В Михайловском дворце частично сохранились парадные интерьеры: Белоколонная гостиная и Парадная лестница, по которой мы поднялись на второй этаж и прошли в залы, где выставлены произведения древнерусских мастеров - Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.

Нина Викторовна рассказала о том, как появилась иконопись на Руси, какие изменения в технике написания происходили на протяжении столетий, рассказала, какие сюжеты изображаются на иконах, как устроен иконостас в православном храме. Более подробно мы рассмотрели икону «Сошествие во ад», выполненную Дионисием и художниками его мастерской в 1502-1503 годах. В центре сложной многочастной композиции — сияющая золотыми одеждами фигура воскресшего Христа — победителя смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей.

Затем мы прошли в залы, посвящённые живописи петровского времени: ознакомились с произведениями современников Петра I - Ивана Никитина и Андрея Матвеева. В следующем зале увидели мозаичный овальный портрет младшей дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, выполненный из смальты, изобретенной Михаилом Ломоносовым.

Далее мы прошли в маленький кабинет, который принадлежал супруге великого князя Михаила Павловича. Здесь, в отличие от предыдущих помещений, сохранились детали интерьера той эпохи: цветной паркет, камин с зеркалом и настенная роспись. Их изготовили по эскизам Карла Росси. В этом зале Нина Викторовна обратила наше внимание на скульптурную композицию «Императрица Анна Иоановна с арапчонком», созданную скульптором Карло Бартоломео Растрелли. Легкая, показанная в движении фигурка  арапчонка, оттеняет величавую поступь императрицы в парадном платье, отделанном вышивкой и драгоценностями.

В следующем зале раньше располагалась парадная спальня великой княгини. Здесь сохранилась потолочная роспись с изображениями купидонов и растительными орнаментами. Сейчас здесь выставлены образцы русской скульптуры и портретной живописи конца XVIII — начала XIX столетия. Мы увидели работы Федора Рокотова — одного из самых известных московских портретистов XVIII столетия. В Русском музее хранятся портреты внебрачного сына Екатерины II Алексея Бобринского, графа Ивана Орлова, графини Елизаветы Санти и Варвары Суровцевой.

Далее в Шафрановой гостиной мы увидели живописный портрет Екатерины II в храме богини Правосудия, выполненный Дмитрием Левицким. Екатерина  - в строгом атласном платье и царской мантии, с цепью ордена Андрея Первозванного, с красной лентой и крестом ордена св. Владимира 1-й степени. Вместо обыкновенной царской  короны увенчана она лавровым венцом. Студенты сравнили этот живописный портрет со скульптурой  Федота Шубина «Екатерина II - законодательница».

В этом же зале студенты полюбовались портретами воспитанниц Института благородных девиц, который Екатерина II открыла в Смольном монастыре. Дмитрий Левицкий изобразил их за творческими занятиями.

Далее мы попали в самый красивый зал Михайловского дворца  - Белый или Белоколонный зал, в котором  сохранились не отдельные детали интерьера, а почти вся первоначальная обстановка, в том числе надкаминные зеркала и камины. Настенные росписи, мебель, светильники, цветные плашки наборного паркета — все это было изготовлено специально для зала по эскизам Карла Росси. Здесь располагался музыкальный салон, в котором великая княгиня Елена Павловна устраивала творческие вечера. На них присутствовали не только российские композиторы и поэты: Александр Пушкин, Антон Рубинштейн;  но и гости из Европы: Ференц Лист, Гектор Берлиоз и другие. В середине XIX века во дворце открылись музыкальные классы, на основе которых позже была создана Петербургская консерватория.

Из Белого зала мы попали в помещение, где представлена коллекция портретов Владимира Боровиковского, а затем — в залы, посвященные живописи начала XIX века. 

В бывшем Танцевальном зале, ныне - академическом, мы полюбовались работами Карла Брюллова и Ивана Айвазовского. Мы обратили внимание на портрет хозяйки дворца - великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, выполненный Карлом Брюлловым в Италии. В  первые годы пребывания  в Италии наряду с разработкой мифологических тем и сюжетов из древней истории Брюллов обратился к жанровой живописи. Жанровые сценки отражены в картинах «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и  «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)». Сопоставили автопортреты Брюллова: овальный, выполненный в 1833 году и написанный  в 1849, после тяжелой болезни , который стал итогом горьких размышлений о своей судьбе, разочарованности жизнью, творческой неудовлетворенности требовательного к себе мастера

Затем мы сравнили картину первого романтического периода творчества Ивана Айвазовского «Девятый вал» и образец его позднего творчества  «Волна», в котором автор уходит от ранней романтической яркости палитры и приближается к реалистическому решению

В следующих трех залах второго этажа располагаются скульптуры Ивана Витали и Бориса Орловского, картины Андрея Иванова, Карла Штейбена и Ореста Кипренского.

Затем мы спустились на первый этаж, где разместилась коллекция живописи второй половины XIX века. На экспозиции представлены «Тайная вечеря» и «Петр I допрашивает царевича Алексея» Николая Ге; «Косцы» Григория Мясоедова; «Христос и грешница» Василия Поленова; несколько портретов работы Ивана Крамского, «Охотники на привале» Василия Перова«У дверей мечети» Василия Верещагина, «Воскрешение дочери Иаира», «Садко»«Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» и серия портретных этюдов к этому масштабному полотну Ильи Репина; работы Генриха Семирадского, Павла Чистякова, Константина Флавицкого, Ивана Шишкина, поздние пейзажи Исаака Левитана«Лунная ночь на Днепре» и «Солнечные пятна на инее» Архипа Куинджи;  бесподобные работы  Иосифа Крачковсого: «Весна в Крыму» и «Фиалки из Ниццы», обычно находящиеся в запасниках.

Наши студенты поделились своими впечатлениями: 

Степанова Александра: «Один из прекраснейших музеев Санкт-Петербурга, прекрасная коллекция русских художников. Можно увидеть произведения искусства от самых маленьких до неимоверно огромных полотен, от которых, действительно, захватывает дух. Русский музей - масса позитивных эмоций».

Веселова Дарья: «В первый раз посетила Русский музей. Он разместился в великолепном Михайловском дворце. Из множества представленных картин наиболее сильное впечатление на меня произвели работы Ивана Айвазовского. Особенно я бы выделила его знаменитый «Девятый вал». Во-первых, меня поразил размер картины. Во-вторых, мне безумно нравится её сюжет. Романтические черты переплелись с реалистичным видом. Корабль разбился в шторм. На обломке мачты пытаются выжить шестеро моряков. Грядет девятый вал — самая грозная, разрушительная и мощная волна. Но уже наступило утро, выходит солнце, и его яркий тёплый свет даёт надежду на спасение…»

Поликарпова Евдокия: «Поход в Русский музей – это не только экскурсия в один из крупнейших художественных музеев России, но и погружение в историю искусства, культуры и духовного наследия страны. Русский музей, основанный в 1895 году и открытый для посетителей в 1898 году, находится в самом сердце Санкт-Петербурга, в историческом Михайловском дворце. В нем представлены произведения русских художников разных эпох. Каждая картина, скульптура или графика – это своеобразное окно в мир русской культуры, истории и души. Больше всего меня восхитили работы Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Верещагина «У дверей мечети» и «Волна» Айвазовского. Я видела их не впервые, но каждый поход в музей сопровождается просмотром данных картин. Удивительная реалистичность и точность работы Куинджи, восточные мотивы в работе Верещагина и монументальность Айвазовского производят сильное впечатление на посетителей. Поход в Русский музей – это не только возможность насладиться красотой произведений искусства, но и глубже понять историю и культуру России. Музей становится местом диалога между прошлым и настоящим, местом, где каждый посетитель может найти что-то, что тронет его сердце».

Сухова Вероника: «Русский музей в Санкт-Петербурге — один из крупнейших музеев России, в котором хранится огромная коллекция экспонатов. Это хранилище художественных сокровищ, центр культурно-просветительской работы.
Русский музей сегодня — музей, коллекции которого размещены в нескольких исторических зданиях. Так, посещение музея представляет собой уникальное путешествие в мир искусства, а декор дворца погружает посетителей музея в атмосферу минувших эпох, которой сможет насладиться каждый, и лично для меня это самое удивительное. Ты понимаешь что смотришь на оригиналы работ, что само здание бережно поддерживают в исходном, подлинном состоянии. Но осознать это до конца словно не можешь, ведь это кажется слишком удивительным.
И особенно хочется поблагодарить экскурсоводов, благодаря которым удается узнать больше как о самом здании музея, так и о экспонатах внутри него. Это люди любящие свое дело, и относящиеся к нему с душой.
Хочется верить, что творцы на краях нашей необъятной страны не иссякли, и Русский музей будет пополнен еще большим количеством изумительных работ
».

Галерея