Четвертое занятие цикла «Диалог с искусством»
14.04.202213 апреля в рамках работы информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» состоялось четвертое занятие цикла «Диалог с искусством».
Темой очередной встречи в рамках программы «Диалог с искусством» была психология восприятия пространства в произведениях живописи.
Пейзаж, вероятно, является самым популярным жанром живописи, он находит отклик в сердцах и у искушенных зрителей, и у людей, совершенно не интересующихся искусством. Как объяснить такую его привлекательность? Ответы может подсказать эволюционная психология. Вид Homo sapiens формировался в саваннах, и миллионы лет люди жили в окружении природы, мозг человека, по-прежнему воспринимает природные ландшафты как дом и источник жизни.
В первой части занятия участники исследовали, как изображенное на картинах природное пространство влияет на эмоциональное состояние зрителя. Известные с детства картины Ивана Шишкина и Алексея Саврасова по-новому раскрылись перед зрителями, которые внимательно анализировали выразительные средства используемые художниками и свои реакции на произведения искусства.
Вторая часть встречи была посвящена городскому пейзажу и тому, как художники умеют, используя изображения улиц, домов и площадей, раскрывать различные темы, и приглашать зрителя к размышлению над глубокими философскими вопросами.
Также в ходе занятия слушатели познакомились с результатами новейших исследований в области психологии восприятия и пространственного мышления, и на практике освоили один из классических приемов мнемотехники, известный под названием “метод Цицерона”. В этом методе запоминания, использование окружающего пространства в качестве внешнего резервуара для хранения информации помогает значительно увеличить емкость памяти.
На протяжении всей встречи студенты активно принимали участие в дискуссии, использовали полученные на предыдущих занятиях знания и навыки, обращали внимание на нюансы и детали изображенного на картинах.
Следующая встреча будет посвящена нейропсихологическим основам восприятия изобразительного искусства, участники познакомятся с некоторыми современными теориями, в которых ученые предпринимают попытки объяснить силу воздействия живописи на зрителя.