Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

  • Главная
  • Анонсы
  • Приглашаем студентов на выставки Государственного Эрмитажа

Приглашаем студентов на выставки Государственного Эрмитажа

20.11.2018
Предлагаем перечень зимних выставок одного из крупнейших музейных собраний мира.

Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции
5 сентября 2018 - 13 января 2019
Главный музейный комплекс, Николаевский зал

Государственный Эрмитаж представляет шедевры голландской живописи одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века. Лейденская коллекция, названная в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, была основана в 2003 году Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан и включает около 250 живописных и графических работ. Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в Лувре. Затем выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае. В 2018 году шедевры Лейденской коллекции принимают в России ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж.
Супругам Каплан, страстно влюбленным в творения Рембрандта и мастеров его времени, удалось в наши дни, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, успешно осуществить, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров — представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).

В экспозицию вошли 82 произведения выдающихся голландских живописцев из Лейденской коллекции, в том числе 12 картин Рембрандта (включая работы как раннего лейденского периода, так и более поздние), работы Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, а также учеников Рембрандта (Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка). В состав выставки вошли также два великолепных рисунка: «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.

Выставка в Эрмитаже отличается тем, что в ее состав включены восемь эрмитажных шедевров. Картины школы тонкой живописи вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции. Выставка дает уникальную возможность познакомиться с голландским искусством XVII века и с тем, как воспринимает это искусство чета Каплан, чье видение позволило сформировать подборку такого высокого уровня и такой поразительной целостности. То, что входящие в ее состав произведения будут помещены в контекст Эрмитажа, даст этой концепции второе дыхание и позволит поразмыслить о том, как взаимодействуют традиция и новаторство, о том, как по-разному может складываться полемика между художниками.

Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», одну из важнейших работ этого периода. Это выдающееся произведение является кульминацией серии схожих исторических картин, написанных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих героических женщин древности. К этой серии монументальных мифологических женских образов относится и находящаяся в Эрмитаже «Флора».

Подробнее

 

Имперские столицы: Санкт-Петербург – Вена. Шедевры музейных коллекций
5 октября 2018 - 13 января 2019
Главный музейный комплекс, Двенадцатиколонный зал

Выставка представляет оригинальный совместный проект Государственного Эрмитажа и Художественно-исторического музея Вены. Каждый музей экспонирует по четырнадцать картин, образующих пары по сходству сюжетов, времени исполнения, или принадлежащих одному автору.

На выставке представлены произведения знаменитых живописцев (Сандро Боттичелли, Якопо Тинторетто, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка), которые дают общее представление о развитии западноевропейской живописи от эпохи Возрождения до раннего неоклассицизма. Экспозиция построена на сопоставлении картин, составляющих четырнадцать гармоничных пар. Этот принцип позволяет зрителю лучше понять особенности каждой коллекции и представленных в ней шедевров живописи, а также подчеркивает близость двух музеев.

Подробнее

Изучая Микеланджело
6 октября 2018 - 16 декабря 2018
Итальянский кабинет

Выставка-исследование творчества Микеланджело Буонарроти, представленная в итальянском кабинете Нового Эрмитажа, посвящена одному из сюжетов Микеланджело – образу живого распятого Христа. В экспозиции представлен абсолютный шедевр из Британского музея, Лондон, – знаменитый рисунок, выполненный им для Виттории Колонна, маркизы ди Пескара, и связанный, возможно с особыми богословскими настроениями итальянских предреформаторов. Христос изображен в тот момент, когда он поднимает глаза к небу и говорит: «Боже, Боже, почто ты оставил меня?». Личностный человеческий характер этого эпизода подчеркивается тем, что в Евангелиях (Матфей – Марк) эти слова приведены по-арамейски на разговорном языке тогдашней Палестины. Эта иконография порывала со средневековой традицией показывать уже опавшее мертвое тело и делала некий реверанс в сторону византийских обычаев, а главное, была связано со сложными дискуссиями богословского характера, для многих в Риме еретических. Известно, что Микельанджело исполнил на эту тему и небольшую станковую картину.

Подробнее

У истоков мусульманского искусства: Блюдо из коллекции Аль-Тани
16 октября 2018 - 20 января 2019
Главный музейный комплекс, Аполлонов зал

Экспозиция показывает сложные и малоизвестные широкой публике явления, происходившие в искусстве Юго-Восточного Средиземноморья в эпоху раннего средневековья. На выставке представлены эрмитажные бронзовые предметы, известные в научной литературе и считающиеся классическими образцами раннего мусульманского искусства.         Центральное место на выставке занимает бронзовое блюдо из коллекции Аль-Тани, содержащее мотивы Нила в большом разнообразии. Трактовка и необычное сочетание редко совместимых на одном предмете сцен говорит, скорее, об их переработке уже в эпоху ислама.

Подробнее

Анни Лейбовиц в коллекции Государственного Эрмитажа
18 октября 2018 - 21 января 2019
Главный штаб, Зал 349 (3 этаж)

Отдел современного искусства Государственного Эрмитажа продолжает работу по представлению произведений современного искусства, переданных в дар музею. С 20 октября 2018 года в Главном штабе представлена временная экспозиция фотографий Анни Лейбовиц, переданных автором в дар Эрмитажу.  
Анни Лейбовиц – одна из наиболее успешных современных фотографов. Ее прославили портреты знаменитостей, выполненные по заданиям журналов и рекламных компаний. Начав с репортажей из жизни музыкальной индустрии для журнала «Rolling Stone», Лейбовиц вскоре стала одним из главных мастеров портретной съемки, получала дорогостоящие и статусные заказы от «диктаторов» стиля и моды – журналов «Vogue» и «Vanity Fair». Политики, звезды шоу-бизнеса, гражданские активисты, представители интеллектуальной элиты, особы королевских кровей – все они оказывались перед ее объективом. Работе в мастерской Лейбовиц предпочитает съемку на месте, в ходе которой её модели позируют в знакомом, обжитом интерьере. В лучших ее портретах детали второго плана оказываются главными свидетелями, дополнительно рассказывающими об образе жизни и характере героев. Экспозиция подготовлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, изучать и экспонировать произведения современных художников. Показом работ Анни Лейбовиц Отдел современного искусства Государственного Эрмитажа начинает демонстрацию новейших приобретений, приуроченную к 10-летию проекта «Эрмитаж 20/21».

Подробнее

Эрмитажная библиотека. Страницы истории новейшего времени (1918 – 2018 гг.)
24 октября 2018 - 27 января 2019
Главный музейный комплекс, Арапский зал и Ротонда

Выставка приурочена к столетней дате образования библиотеки музея после революционных событий 1917 года. О наиболее значимых периодах ее жизни за последние 100 лет рассказывают книги. История Эрмитажной библиотеки тесно связана с историей музея и страны. Книги, представленные на выставке, хранят память о репрессированных сотрудниках Эрмитажа. Многие издания сами стали жертвами репрессий: из  них вырезали листы, вымарывали имена, убирали под замок в специальные хранения. Другие книжные памятники напоминают о военных тяготах сотрудников музея, переживших блокаду Ленинграда и эвакуацию, эрмитажников-фронтовиков. 
На экспозиции представлены экспонаты из двух филиальных библиотек. Одна из них работает при Отделе истории русской культуры: ее основой стал книжный фонд Историко-бытового отдела Русского музея, поступивший в Эрмитаж в 1941 году Вторая библиотека находится при музее Императорского фарфорового завода и ведет свое начало с середины XIX века от заводского книжного собрания.

Подробнее

Возрожденные из пепла. Шедевры Помпей и Геркуланума
16 ноября 2018 - 24 марта 2019
Главный музейный комплекс, залы экспозиции Античного мира

С 17 ноября 2018 года в Римском дворике Нового Эрмитажа (зал №108) представлена выставка «Возрожденные из пепла. Шедевры Помпей и Геркуланума» из собрания Национального археологического музея Неаполя.

Подробнее

К 500-летию со дня рождения Якопо Тинторетто. Два портрета из собрания Музея Коррер – Галерей Венецианской академии
16 ноября 2018 - 25 ноября 2018
Зал №220

16 ноября 2018 года в залах венецианской живописи Эрмитажа открывается выставка, на которой представлены два парных портрета Якопо Тинторетто (1519–1594), одного из самых выдающихся живописцев РенессРенессанса. В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума Фонд Городских музеев Венеции предоставил Эрмитажу два портрета из собраний Музея Коррер – Галерей Венецианской академии.
Портреты составляют значительную часть творческого наследия Якопо Робусти, венецианского живописца, вошедшего в историю искусства под прозвищем Тинторетто, поскольку он был сыном красильщика тканей (итал. tintore). Младший современник Тициана – общепризнанного главы живописной школы Венеции – Тинторетто вскоре стал его достойным соперником во всех жанрах, не исключая портретного. Их конкуренция в конце концов приняла открытую и очень острую форму: еще в 1516 году, после смерти Джованни Беллини, Тициан получил сенсерию – ежегодный доход в 100 дукатов за номинальную должность откупщика соли на Немецком подворье, что означало признание его официальным портретистом Венецианской республики, который должен был писать портрет каждого вновь избранного дожа. Тициан исправно выполнял эти обязанности до 1554 года, когда им был создан «Портрет Франческо Вениера» (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), но затем, из-за обилия заказов испанского двора, стал пренебрегать своим долгом перед Республикой Святого Марка, и в 1559 году, когда дожем стал Джироламо Приули, его портретировал уже Якопо Тинторетто. Исполнив государственный заказ, Тинторетто потребовал передать ему сенсерию, однако Тициан так и оставил ее за собой и под конец жизни даже пытался сохранить ее за сыном, Орацио Вечеллио. Тинторетто же все это время фактически исполнял обязанности главного портретиста Венецианской республики, а когда после смерти Тициана ему наконец-то предложили сенсерию, отказался из гордости, и она была назначена его сыну, Доменико.

Как официальный живописец Тинторетто нередко писал портреты высокопоставленных чиновников и магистратов Венеции – к их числу относятся и два экспонируемых на выставке. Парные картины происходят из Палаццо Камерленги у моста Риальто – резиденции казначеев Республики. Представленные на портретах служили в Соляной палате (Ufficio del sale): торговля солью с XII века была главным источником доходов Венеции, основой ее несметного богатства. Имена сенаторов неизвестны: художник не сопроводил их изображения даже гербами семейств, к которым они принадлежали, что почти всегда делалось в подобных случаях. Картины долгое время находились в запасниках Музея Коррер, куда были переданы в 1838 году из Галерей Венецианской академии, и не привлекали к себе внимания исследователей творчества Тинторетто, поскольку их считали работами не самого художника, а его многочисленной и продуктивной мастерской.

Подробнее

Неаполитанские композиторы при дворе Екатерины II. Джованни Паизиелло (1741 - 1816) и Доменико Чимароза (1749 – 1801)
16 ноября 2018 - 25 ноября 2018
Фойе Эрмитажного театра

16 ноября 2018 года в Фойе Эрмитажного театра открывается выставка «Неаполитанские композиторы при дворе Екатерины II. Джованни Паизиелло (1741 - 1816) и Доменико Чимароза (1749 – 1801)», приуроченная к проведению Санкт-Петербургского международного культурного форума и Дням России в Италии 2018 года. Выставка посвящена одной из интереснейших страниц в истории музыкальных контактов России и Италии периода правления императрицы Екатерины II. Блеск придворной жизни во второй половине XVIII века требовал присутствия знаменитых артистов, певцов и музыкантов. Этому способствовали укрепившиеся культурные связи между Санкт-Петербургом и Неаполем, столицей Королевства обеих Сицилий. Строительство Эрмитажного театра по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги было завершено в 1789 году. Архитектура в стиле неоклассицизма и эффектное оформление спектаклей закрепило за театром славу одного из лучших в Европе. Неаполитанские композиторы Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза были приглашены Екатериной II в Петербург в качестве капельмейстеров (придворных композиторов).

На выставке представлены два уникальных клавесина, подаренные Екатериной II неаполитанским композиторам: один работы русского мастера Михаила Киршника (1781), другой – английского мастера Адама Бейера (1780). Оба инструмента хранятся в Консерватории Сан Пьетро ин Майелла в Неаполе. Из библиотеки того же собрания – семь собственноручных рукописных партитур прославленных композиторов. Образы композиторов предстают на портрете Джованни Паизиелло (копия XIX века с портрета, исполненного Элизабет Виже-Лебрен в Неаполе) и в мраморном бюсте Доменико Чимарозы работы Антонио Кановы (1808) из коллекции Капитолийских музеев в Риме. Экспозицию дополняют картины: «Играющий на мандоле» неаполитанского художника Гаспаре Траверси (1750) из музея Дворца Ланфранки в Матере и семь полотен из коллекции Эрмитажа, представляющие Неаполь, облик города и его жителей в разные эпохи.

Подробнее

Время работы  Эрмитажа: с 10:30 до 18:30, в среду и пятницу - до 21:00. Выходной день - понедельник.

Использованы материалы сайта