Биографический метод и проблема личности учёного

05.03.2024
4 марта 2024 года студенты 2-го курса направления подготовки «Психология» посетили Музей-квартиру И. П. Павлова.

Цель посещения диктовалась заданием по теме  «Биографический метод и проблема личности учёного» по дисциплине «Методологические основы психологии».

Экскурсовод рассказал о достижениях, опытах знаменитого учёного, первого русского Нобелевского лауреата. Вклад Ивана Петровича Павлова в развитие психологии состоял в открытии и исследовании «условного рефлекса» как компонента индивидуального поведения животных и людей, разработке теории высшей нервной деятельности — физиологической основы психической регуляции поведения.

Гости музея узнали о повседневной жизни и увлечениях семьи Павловых. Экспозиция музея-квартиры полностью состоит из подлинных предметов. Именно они много говорят о привычках и увлечениях хозяина дома.

Особый эффект на экскурсантов произвело письмо академика Павлова, которое звучит актуально и сегодня. В 1935 году, будучи больным, Иван Павлов написал «Письмо к молодежи», которое стало его завещанием грядущим поколениям молодых людей, посвятивших себя науке.

«Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего – последовательность... С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний...

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда бы не смогло поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие...

Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможности. У нас часто не разберешь, что «мое», а что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает…

Третье – это страсть. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях».

Студенты остались под неизгладимым впечатлением от музея, поделились своими отзывами в книге посетителей музея.

Галерея