• Главная
  • Новости
  • К Дню окончания Ленинградской битвы. Как ленинградские физики спасли «Дорогу жизни»

К Дню окончания Ленинградской битвы. Как ленинградские физики спасли «Дорогу жизни»

15.08.2025
В рамках реализации проекта Минобрнауки России «Без срока давности» студенты СПбУТУиЭ провели серию публикаций «Научный полк» об ученых Санкт-Петербурга, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу, в развитие отечественной науки.

Этот уникальный научно-исследовательский проект был направлен на изучение студентами деятельности научно-исследовательских институтов Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Студенты группы ОУИТб-БИ01-24-1, направление «Бизнес-информатика», Иван Атаманов, Никита Быстров и Дмитрий Пименов узнали о том, как научной группой Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе были проведены исследования статистических и динамических нагрузок на лед «Дороги жизни». Знаменитая дорога начала функционировать в 3-й декаде ноября 1941 года. По льду толщиной 10-18 см. вначале был направлен конный обоз, затем автоколонна. В первые две недели потеряно более 100 машин. Для обеспечения надежной работы этой трассы была создана физтеховская научная группа.

«Еще до начала войны ФТИ стал пионером в разработке ряда технологий, которые позже оказались незаменимыми для обороны страны. Например, в 1934 году в институте начались работы по созданию радиолокационных станций (РЛС) для обнаружения самолетов противника. Эти системы были приняты на вооружение в 1939 году и сыграли огромную роль в годы войны, значительно снижая потери от вражеских бомбардировок.

Кроме того, еще в 1936 году сотрудники института под руководством А. П. Александрова создали систему размагничивания кораблей. Эта система позволила защитить советский флот от магнитных мин, которые активно использовались немцами в первые дни войны. Ни один корабль, оснащенный «системой ЛФТИ», не подорвался на магнитной мине. С началом войны часть сотрудников института была эвакуирована в Казань, где был создан филиал ФТИ. Однако 103 человека остались в Ленинграде и продолжили свою работу под руководством профессора Павла Павловича Кобеко, получившего прозвище «блокадный директор». В условиях голода, холода и постоянных бомбежек ученые перешли от проведения научно-исследовательских работ к выполнению производственных заказов для обороны города.

Одним из важнейших достижений ФТИ стало решение проблемы разрушения льда на «Дороге жизни». В первые недели работы этой трассы было потеряно около 100 автомашин из-за непонятных причин. Ученые института разработали приборы для автоматической записи колебаний льда – «прогибографы», с помощью которых выяснили, что причиной разрушения является резонанс. На основе этих данных были разработаны строгие правила дорожного движения, что позволило функционировать «Дороге жизни» без аварий до апреля 1942 года».

Галерея