• Главная
  • Новости
  • Научный полк. Как ленинградские физики спасли «Дорогу жизни»

Научный полк. Как ленинградские физики спасли «Дорогу жизни»

21.04.2025
В рамках реализации проекта Минобрнауки России «Без срока давности» в СПбУТУиЭ запустили серию публикаций «Научный полк» об ученых Санкт-Петербурга, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу, в развитие отечественной науки.

Это уникальный научно-исследовательский проект, направленный на изучение студентами деятельности научно-исследовательских институтов Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Участники проекта знакомятся с различными аспектами жизни и деятельности студентов, преподавателей и научных работников в блокадный период. Изучают биографии ученых и студентов, которые ушли на фронт или работали в тылу. Рассматривают конкретные научные проекты и технологии, разработанные в годы войны, и то, как они повлияли на ход военных действий и на послевоенное восстановление страны. Узнают о роли университетов и научно-исследовательских институтов (НИИ) в подготовке кадров для оборонной промышленности. Понимают, как война повлияла на жизнь студентов и преподавателей. Осознают, как они поддерживали друг друга и свои семьи в это тяжелое время. Выясняют, как память о тех, кто работал и учился в годы войны, сохраняется сегодня.

Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе является одним из крупнейших научных центров России, в котором ведутся как фундаментальные, так и прикладные исследования в важнейших областях современной физики и технологии. Институт был основан в 1918 году Абрамом Федоровичем Иоффе, возглавлявшем его в течение нескольких десятилетий. С 1960 года институт носит имя этого выдающегося ученого и организатора науки. Здесь начинали свою научную карьеру и получили путевку в мировую науку будущие нобелевские лауреаты Н. Н. Семенов, Л. Д. Ландау, П. Л. Капица, И. Е. Тамм, Ж. И. Алферов.

Мало кто знает, что научной группой Физтеха были проведены исследования статистических и динамических нагрузок на лед «Дороги жизни». Знаменитая дорога начала функционировать в 3-й декаде ноября 1941 года. По льду толщиной 10-18 см. вначале был направлен конный обоз, затем автоколонна. В первые две недели потеряно более 100 машин. Для обеспечения надежной работы этой трассы была создана физтеховская научная группа под руководством Павла Павловича Кобеко. Подробнее о работе группы читайте на сайте библиотеки.

Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе в годы Великой Отечественной войны

«Еще до начала войны ФТИ стал пионером в разработке ряда технологий, которые позже оказались незаменимыми для обороны страны. Например, в 1934 году в институте начались работы по созданию радиолокационных станций (РЛС) для обнаружения самолетов противника. Эти системы были приняты на вооружение в 1939 году и сыграли огромную роль в годы войны, значительно снижая потери от вражеских бомбардировок.

Кроме того, еще в 1936 году сотрудники института под руководством А. П. Александрова создали систему размагничивания кораблей. Эта система позволила защитить советский флот от магнитных мин, которые активно использовались немцами в первые дни войны. Ни один корабль, оснащенный «системой ЛФТИ», не подорвался на магнитной мине. С началом войны часть сотрудников института была эвакуирована в Казань, где был создан филиал ФТИ. Однако 103 человека остались в Ленинграде и продолжили свою работу под руководством профессора Павла Павловича Кобеко, получившего прозвище «блокадный директор». В условиях голода, холода и постоянных бомбежек ученые перешли от проведения научно-исследовательских работ к выполнению производственных заказов для обороны города.

Одним из важнейших достижений Ленфилиала ФТИ стало решение проблемы разрушения льда на «Дороге жизни». В первые недели работы этой трассы было потеряно около 100 автомашин из-за непонятных причин. Ученые института разработали приборы для автоматической записи колебаний льда – «прогибографы», с помощью которых выяснили, что причиной разрушения является резонанс. На основе этих данных были разработаны строгие правила дорожного движения, что позволило функционировать «Дороге жизни» без аварий до апреля 1942 года.

Также значительным достижением стало развитие радиолокации. Созданная в довоенные годы станция «Редут» позволяла обнаруживать цели на расстоянии до 150 км, что давало примерно полчаса для подготовки противовоздушной обороны. Эти технологии значительно повысили эффективность ПВО и способствовали отражению налетов вражеской авиации.

Физико-технический институт сыграл ключевую роль в становлении советского атомного проекта. Именно сотрудники ФТИ, такие как И. В. Курчатов, А. П. Александров, Н. Н. Семенов и другие, стали инициаторами создания атомной бомбы. В 1942 году по распоряжению Государственного комитета обороны (ГКО) была организована работа по урану, которая положила начало советскому атомному проекту».

Авторы: Иван Атаманов, Никита Быстров, Дмитрий Пименов

– студенты группы ОУИТб-БИ01-24-1, направление «Бизнес-информатика».

Подробнее читать здесь.