Контрольные (надзорные) мероприятия

02.12.2024
28 ноября 2024 года перед студентами 4-го курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», группы ОУИТб-Г02-21-1, выступила юрист, специалист консалтинговой компании RUSADVICE, постоянный участник профессиональных конференций, специалист в области корпоративного права, специалист в области договорного права Полина Сергеева на тему «Контрольные (надзорные) мероприятия (проверки государственных органов)».

В рамках мероприятия были рассмотрены виды контрольных (надзорных) мероприятий.

Полина Сергеева рассказала, что с 1 июля 2021 года вступил в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), существенным отличием которого является отказ от проверки, как единственного мероприятия. Новым законом вводится 9 видов контрольных (надзорных) мероприятий, которые делятся на мероприятия, проводимые без взаимодействия с юридическими лицами (это наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование) и на мероприятия, при которых осуществляется взаимодействие с юридическим лицом. К таким мероприятиям относятся: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Мероприятия, при которых осуществляется взаимодействие с юридическим лицом, могут проводиться на плановой и внеплановой основе. При этом такие контрольные мероприятия, как плановая проверка, внеплановая выездная проверка, внеплановый выборочный контроль, внеплановая мониторинговая закупка, внеплановая контрольная закупка, рейдовый осмотр, внеплановой инспекционный визит подлежат обязательному согласованию с органами прокуратуры.

Кроме того, инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Полина Сергеева пояснила, что положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение. Федеральный закон № 248-ФЗ определяет подробные правила каждого контрольного (надзорного) мероприятия, то есть при каждом мероприятии допускаются определенные контрольно-надзорные действия, к примеру, опрос, истребование документов, досмотр и другие. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно. Федеральным законом № 248-ФЗ для каждого контрольного (надзорного) мероприятия установлен срок его проведения. Например, срок проведения выборочного контроля определяется периодом, в течение которого обычно изымаются пробы (образцы) продукции (товаров) и проводится экспертиза (ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 248-ФЗ). Срок проведения мероприятия может быть продлен только в случаях и в пределах, установленных федеральным законом (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 248-ФЗ). Этот срок может быть приостановлен на период осуществления экспертиз или испытаний, если они длятся дольше, чем проводится мероприятие (ч. 13 ст. 65 Федерального закона № 248-ФЗ).

Полина Сергеева рассказала о налоговых проверках. Плановые и внеплановые. На подозрительные финансовые операции. Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки. Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию. Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям. От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки.

В завершение мероприятия были выделены ключевые моменты в организации контрольных мероприятий для государственных органов. Полина Сергеева пояснила, как происходит процесс привлечения к ответственности юридических лиц (типичные ошибки в организации).