• Главная
  • Новости
  • Заключительная экскурсия Школы Ренессанса для студентов СПбУТУиЭ

Заключительная экскурсия Школы Ренессанса для студентов СПбУТУиЭ

22.04.2024
19 апреля зав. научно-методическим сектором Научно-методического отдела Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Ольга Махо. провела экскурсию в Государственном Эрмитаже для студентов СПбУТУиЭ.

В ходе экскурсии Ольга Махо знакомила студентов с искусством Испании XVI – XVIII веков в залах второго этажа Нового Эрмитажа (Малом испанском просвете и испанском кабинете) и с выставкой «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина», открытой в Двенадцатиколонном зале.

В Эрмитаже хранится наиболее значительная коллекция старой испанской живописи за пределами Пиренейского полуострова. Приобретение картин началось с периода создания Картинной галереи в 1760-е гг., особенно большое количество работ пришло в первой половине  XIX века.

Основой, на которой развивалось искусство Испании, было непосредственное наблюдение окружающего мира. Это определило особую свежесть художественных приёмов испанских мастеров и национальный характер живописи. Они мало обращались к мифологии. Главными темами были преимущественно евангельские сюжеты и жизнеописания святых. Бытовой жанр, пейзаж, натюрморт играли скорее подчинённую, нежели самостоятельную роль. Единственным светским жанром, получившим широкое развитие, был портрет.

Высокий расцвет культуры относится к XVII столетию, за которым закрепилось название «золотой век», когда испанская живопись заняла одно из ведущих мест среди других европейских школ. Это удивительным образом совпало со временем политического и экономического упадка. В отличие от других стран в общей картине развития испанского искусства меньше целостности и стилевого единства. Строгая сдержанность и аскетизм соседствуют здесь с безудержной пышностью, косность с художественной смелостью, а архаизирующее начало – с опережающими свою эпоху новаторскими решениями.

Коллекция испанской живописи расположена в двух залах второго этажа Нового Эрмитажа (в Малом испанском просвете и испанском кабинете (залы 239-240).

В испанском кабинете открывают экспозицию картины мастеров разных художественных школ XV в.:

«Положение во гроб» Неизвестный автор кастильской школы 15 века 1480-1490 г.г. На картине запечатлено одно из главных евангельских событий - положение в гроб Христа. Композиция, пространство, анатомия фигур картины «Положение во гроб» трактованы еще в соответствии со средневековыми канонами. Картина, очевидно, входила составной частью в ретабло – декоративный скульптурно-живописный комплекс, помещавшийся в алтарной части церкви. Этим объясняется и её вытянутый горизонтальный формат, и отсутствие в композиции нижней средней части.

В картине есть черты, связанные с мироощущением эпохи Возрождения: пейзажный фон, включающий архитектуру; изысканное изображение цветов на стенке саркофага, портрет донатора (заказчика работы).

Стремление к реальности проявляется здесь главным образом в деталях: на заднем плане вместо легендарного Иерусалимского храма художник изображает знакомую ему церковь одного из испанских городков; цветы, символизирующие скорбь, пишет несомненно с натуры. Мы видим лилии – символ чистоты, гвоздики - символы любви. (семена же гвоздики похожи на гвоздики). В картине есть черта, характерная именно для испанской школы: внимание к изображению страдания. Лица присутствующих искажены горем, их мимика передана тонко и точно, она увидена художником в действительности. Но эта трагическая черта не находит поддержки в нежном и радостном колорите картины, служащем утверждению светлого, жизнелюбивого начала.

Далее мы увидели картину Св. Себастьян и св. Фабиан неизвестного художника арагонской школы XV века, а также произведение  начала XVI века Сан Леокадио Пабло 1510-1519 г.г. Встреча св. Иоакима и св. Анны у Золотых ворот.

Испанская живопись XVI в. представлена картинами Луиса де Моралеса, Франсиско Рибальты, мастеров придворного портрета Алонсо Санчеса Коэльо и Хуана Пантохи де ла Круса.

Луис Моралес «Скорбящая Богоматерь». 1570-е гг. Луис де Моралес, старший современник Эль Греко, - один из важных представителей маньеризма. Он испытал сильное влияние Рафаэля. За свою приверженность к библейским сюжетам был прозван Божественным Моралесом. Мадонна с худым и бледным лицом со скорбным выражением и катящимися по щекам слезами изображена повернувшей и склонившей голову к левому плечу. На ней белая повязка, лилово-серая одежда, напоминающая монашеское одеяние, и зеленый плащ. Ее худые синеватые руки сложены перед грудью. Холодная гамма, глубокие тени. Трагический характер образа.

В Малом испанском просвете мы внимательно рассмотрели еще одно произведение Луиса де Моралеса  Богоматерь с Младенцем.

Пантоха де ла Крус Хуан «Портрет Диего де Вильямайора». 1605. Хуан Пантоха де ла Крус работал при дворе королей Филиппа II и Филиппа III. Своим творчеством он заложил основы аристократического портрета в Испании. Художнику удавалось передавать в парадных портретах не только внешнее сходство, но и характер своих моделей.

В Испании уже с XII века для монастырей и церквей и по заказам высшего духовенства создавались крупноформатные работы, практически иконописного содержания, так называемые алтарные полотна (фронталес), Например, полотно соученика и друга Диего Веласкеса Кало Алонсо Распятие.

Кисти выдающегося испанского художника Эль Греко принадлежит шедевр эрмитажной коллекции «Апостолы Петр и Павел». Эль Греко  (Доменикос Теотокопулос) - грек по национальности, обучался живописи в Италии у великого Тициана. У венецианцев научился масляной живописи. В 35 лет переехал в древнюю столицу Испании - Толедо, где познакомился с реалистическим испанским искусством. Вдохновлялся он и итальянским маньеризмом. Слева мы видим апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа, взятого под стражу. В его облике выражаются печаль и неуверенность, а во взгляде и жесте ощущаются раскаяние и мольба. Властный апостол Павел, который вначале был ревностным гонителем христиан, показан исполненным душевного горения в утверждении истины. Возможно, в его облике мастер запечатлел собственные черты. Жесты рук, образующих композиционный центр, выражают диалог, который объединяет обоих апостолов.

В испанском кабинете был представлен Портрет поэта Алонсо де Эрсильи-и Суньиги Эль Греко, 1576 -1578 гг.

Искусство Испании XVII в. связано с именами таких мастеров как Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран, Диего Веласкес.

Хусепе де Рибера большую часть жизни прожил в Неаполе, принадлежавшем тогда Испании, где жива была память о Караваджо и работало много его последователей. Под впечатлением от картин великого итальянца Рибера обратился к языку «тенебросо» - контрастной светотени, добиваясь с его помощью сильной драматической экспрессии. Такова его ранняя работа «Св. Себастьян и св. Ирина». Испанский мастер выбрал эпизод, который практически не встречался в итальянской живописи. Образ молодого мученика лишен у него героического ореола, которым был окружен герой Тициана, и не является объектом любования, как герой Перуджино. Израненное тело Себастьяна беспомощно повисшее на руке, еще привязанной к столбу, вызывает боль и сострадание. Он на грани жизни и смерти, что выражено напряженной борьбой света с наплывающей со всех сторон тьмой. Но под покровом ночи на место казни приходит милосердная Ирина в сопровождении служанки, она достает стрелы из тела Себастьяна и врачует его раны.

Образы христианских подвижников занимали главное место в творчестве Хусепы РиберыК ним относятся Святой Онуфрий. По легенде, он был принцем, на что намекает лежащая на камне корона, но отверг земные почести и, приняв крещение, прожил 60 лет. И Святой Иероним и ангел.

Франсиско де Сурбаран один из ведущих живописцев испанского «золотого века», сыграл важную роль в развитии испанского реализма. В своем творчестве он не раз обращался к религиозным сюжетам.

Святой Лаврентий Франсиско де Сурбаран  - прекрасный образец сурового лаконичного стиля Сурбарана, который с 1628 года был главным художником Севильи, славившейся многочисленными монастырями и храмами. Передний план почти 3-метровой высоты полотна занимает фигура первого диакона христианской церкви, сожженного язычниками заживо на металлической решетке, которую святой в качестве атрибута держит в руке. Известно, что Сурбарану позировал простой монах, но просторное диаконское облачение с украшенной сложным шитьем бархатной далматикой придало его фигуре пирамидальные очертания и некую телесную «величавость». Благодаря низкой линии горизонта она как бы вырастает на глазах зрителя, господствует над земным  ландшафтом, и голова святого с обращенным ввысь лицом, вместо традиционного нимба, осеняется нисходящим на него потоком небесного света.

Франсиско де Сурбаран «Отрочество Богоматери»В конце жизни у него появились мягкость и теплота, что хорошо видно на примере картины «Отрочество Богоматери». Согласно преданию, родители Девы Марии, Иоаким и Анна, отличавшиеся благочестивой жизнью и делами милосердия, до преклонных лет оставались бездетными. Они дали обет: родившегося по их молитвам младенца посвятить Богу. Когда Марии исполнилось три года, родители отдали ее в Иерусалимский храм, где она изучала Священное Писание и занималась рукоделием. Моделью для картины, по-видимому, послужила дочь художника. Отроковица Мария - воплощение кротости и душевной чистоты. Она прервала занятие вышивкой, в молитвенной задумчивости обратившись к Богу. Художник концентрирует внимание зрителя на лице Марии, переданном с нежностью и любовью. Картина проникнута ощущением покоя и гармонии.

Большое собрание картин Бартоломе Эстебана Мурильо в Эрмитаже дает представление о творчестве самого крупного испанского живописца второй половины XVII века. Художник стал настолько популярным еще при жизни, что испанский король запретил вывозить его полотна из страны. 

В основной коллекции представлены произведения: Поклонение пастухов; Убийство инквизитора Педро де Арбуэса; Отдых святого семейства на пути в Египет; Благословение Иакова; Непорочное зачатие (Уолпола) и др.

«Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско де Гойи, созданный в начале XIX столетия, хронологически завершает Эрмитажную экспозицию.

Далее мы перешли в Двенадцатиколонный зал Нового Эрмитажа  на выставку «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина».

Как отметил отметил старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Святослав Савватеев: «В построении выставки два принципа. Первый - по эпохам: от конца XV века до начала XIX века. Второй принцип - парные картины. Это связано с тем, что часть картин, которые находятся на выставке, были в Эрмитаже до революции. Четыре испанские картины, которые считались парными, были переданы в Государственный музей изобразительных искусств».

Открывают экспозицию произведения готической испанской живописи, редко встречающиеся в музеях мира. Отражением господствовавшего в Испании стиля готики являются картины со сценами из жизни Христа и «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших». Михаил — изначально ангел-хранитель еврейского народа. Его образ уходит корнями в религию Древней Персии, пантеон которой разделен на свет и тьму. Поправший дьявола архангел взвешивает души умерших, чтобы определить их заслуги перед Господом: на одной чаше весов монах-картезианец, на другой — молящаяся женщина. Дьявол хочет помешать — тянет вниз чашу с монахом. 

На выставке представлены 4 картины из коллекции испанской живописи Государственного Эрмитажа и 18 картин из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ). Прежде некоторые из этих произведений находились в собрании картинной галереи Императорского Эрмитажа и составляли пары, но были разделены в 1924-1930 годах, чтобы пополнить московскую коллекцию (нарком просвещения Луначарский тогда решил перераспределить арт-ценности).  Среди них:

«Парные картины - это те, которые художник писал одновременно: один жанр, один размер. И думая, что они будут висеть в одном пространстве", - подчеркнул куратор. Выставка дает редкую возможность увидеть их на экспозиции рядом, как это было 200 лет назад. 

Например, в картине Бартоломе Эстебан Мурильо  «Мальчик с собакой», созданной еще в ранние годы, ощущается нотка сентиментальности, хотя в ней еще нет той идеализации, а порой и слащавости, которая появилась в поздних работах автора. Мурильо удалось великолепно передать живую и выразительную мимику уличного мальчишки, обернувшегося к увязавшейся за ним собаке. Это полотно является парным к картине «Девочка с корзиной фруктов», находящейся в Музее изобразительных искусств в Москве. Две эти работы связаны между собой композиционно и по содержанию и являются единственными сохранившимися парными картинами художника.

На выставке мы увидели одно из монументальных творений Бартоломе Эстебан Мурильо, главы севильской школы,  «Архангел Рафаил с епископом Домонте». На контрасте с поэтическим образом ангела — строгий портрет епископа Франсиско Домонте (картину заказали к принятию сана).

Наше внимание привлекла работа Франсиско де Сурбарана «Благословляющий младенец Христос» (ГМИИ им. Пушкина).  Его Христос-ребенок имеет очень живые черты. Культ «детского Христа» впервые появился в монашеском ордене цистерцианцев. Картина написана для алтаря церкви Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кансальда. 

На холсте Антонио де Переда-и-Сальгадо «Мария Магдалина» - кающаяся Магдалина в пустыне. Переда создал вдохновенный образ святой, в молитве, обращенной к небу. Вокруг нее резвятся путти, разбрасывая цветы. 

«Портрет художницы Лолы Хименес» Франсиско Гойя из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хронологически завершает выставку. 

Благодарим Ольгу Марковну Махо за увлекательную экскурсию как по основной экспозиции, так и по выставке, позволяющей ознакомиться с живописными полотнами испанской школы.

Использованы материалы сайтов: Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкинаhttps://www.sobaka.ru/entertainment/art/179697https://tass.ru/kultura/20161691

 

 

 

 

Галерея