Навстречу Году педагога и наставника. Анастасия Святогорова: «Следует обучать, воспитывать, расширять их кругозор»
10.11.2022Доцент кафедры конституционного и международного права, кандидат юридических наук Анастасия Святогорова рассказала, каковы могут быть причины проблем научной преемственности между поколениями.

- Анастасия Эдуардовна, расскажите, как Вы вливались в коллектив нашего университета, о Ваших первых впечатлениях о вузе, студентах.
- Достаточно легко. Видимо, сказался многолетний опыт педагогической деятельности. Профессорско-преподавательский состав встретил доброжелательно, вуз обладает необходимой материально-технической базой для организации учебного процесса. Что касается студентов, могу сказать, что их отличает ориентированность при поиске специальных источников литературы лишь на электронные ресурсы. Увы, посещения библиотек они избегают.
- Вы волнуетесь перед первой встречей с новыми студентами? Как Вы оцениваете сегодняшних студентов?
- Конечно же: новые лица, новые характеры, новые начинания… Плох тот преподаватель, который не волнуется перед встречей со студентами. Поэтому незначительное, но позитивно мотивирующее волнение иногда присутствует.
Студентов оцениваю как поколение, у которого впереди яркая жизнь, полная надежд и свершений.
- На Ваш взгляд, какова миссия преподавателя в современном университете? Что в первую очередь, кроме знаний, педагог должен вложить в своих учеников?
- Следует обучать, воспитывать, расширять их кругозор и стимулировать их к самообразованию и постоянному самосовершенствованию, решать нестандартные вопросы. В наших рабочих программах дисциплины указано, что в рамках изучения дисциплины формируется мировоззрение. Именно с этих позиций.
- Какие важные задачи, проблемы существуют в современной высшей школе? Что бы Вы поменяли в работе вузов?
- Недостаток аудиторного времени порождает разрыв между преподавателями и студентами. Как результат – проблема научной преемственности между поколениями.
Несколько лет назад проведено исследование, где определялся Индекс уровня образования в странах мира, Россия по данному показателю оказалась в третьей десятке из более 180 стран. Причину исследователи видят в низком рейтинге российского образования в мире и неподготовленности выпускников российских вузов к практической деятельности, что отражается на уровне практической ценности научной деятельности российских педагогов.
- Был ли в вашей жизни педагог, который повлиял на Ваш выбор, которому Вы благодарны за его помощь, который, возможно, стал для Вас примером?
- Их несколько. Заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор Александр Владимирович Зиновьев, один из ведущих конституционалистов современности, известный даже за рубежом. Заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор Петр Петрович Глущенко, стоящий у истоков Юридического факультета нашего университета.
К сожалению, их уже нет в живых, но остались их идеи: конституционализм, приоритет прав человека, верховенство права, его системность, все то, что составляет фундамент современной отечественной юриспруденции.
- Насколько сегодня востребована профессия педагога? Не жалеете, что в свое время выбрали себе такую стезю?
- Известнейший отечественный кинорежиссер Станислав Говорухин как-то заметил: «На Руси есть три святые профессии – учитель, врач и защитник Родины». Педагоги (учителя) – на первом месте…
К сожалению, авторитет преподавателя высшей школы сегодня полностью нивелирован и незаслуженно попран. Хочется надеяться, что Россия не заплатит за это слишком дорогую цену в будущем.
- По сравнению с тем временем, когда Вы только начинали свою преподавательскую деятельность, обучать стало легче или сложнее?
- Интереснее… Безусловно, работать сложнее, поскольку большинство студентов путают права и свободы личности со вседозволенностью. Но это – проблема общества, а не только студенческого контингента. В рамках своей дисциплины, к счастью, удается к моменту завершения учебного курса объяснить допустимые пределы реализации гарантированных в любом демократическом и правовом государстве прав и свобод. Для многих студентов это – открытие.