• Главная
  • Новости
  • Навстречу Году педагога и наставника. Олег Дудкин: «Учитель должен своим примером показывать высокие нравственные стандарты»

Навстречу Году педагога и наставника. Олег Дудкин: «Учитель должен своим примером показывать высокие нравственные стандарты»

27.10.2022
С какими трудностями сталкиваются молодые педагоги и что может привести в профессию новых людей? На эти непростые вопросы ответил кандидат филологических наук, доцент Олег Дудкин.

- Олег Сергеевич, как Вы видите миссию преподавателя в современном университете? Что в первую очередь, кроме знаний, педагог должен вложить в своих учеников?

- Основная миссия, как мне видится, не изменилась за века существования университетов. Она состоит в том, чтобы сократить путь к усвоению материала и развитию навыков, а также увлечь и мотивировать заниматься этим самым освоением. Кроме знаний и навыков, имеющих отношение к учебным дисциплинам, преподаватель любой дисциплины должен научить студентов ясно мыслить и ясно излагать. Важно сделать так, чтобы учащимся хотелось быть хоть в чём-то похожими на своего наставника, и для этого учитель должен своим примером каждый день показывать развитые деловые качества и высокие нравственные стандарты. Если конкретнее, соблюдать договорённости, ценить своё и чужое время, и в целом жить осознанно.

- Какие важные задачи, проблемы существуют в современной высшей школе? Что бы Вы поменяли в работе вузов?

- Система образования в России, к сожалению, имеет существенные проблемы, которые не разрешаются уже много лет. В первую очередь хотелось бы отметить недостаточную оплату труда преподавателей. Это первое, что я бы поменял, если бы имел соответствующие полномочия. Более справедливое вознаграждение преподавателей и научных сотрудников привело бы в профессию новых людей, что, вероятно, решило бы проблемы с кадрами. К сожалению, как мужчина и отец я не могу рассматривать преподавательскую деятельность как единственную, которой мог бы посвятить всё своё время, и занимаюсь параллельно переводами и менеджментом переводческих проектов.

- Расскажите, как Вы вливались в коллектив нашего университета, каковы были Ваши первые впечатления о вузе, студентах?

- «Вливался» в коллектив, если это можно так назвать, будучи полностью открытым к сотрудничеству и обмену опытом. На этой же волне продолжаю работать и сейчас. Первые впечатления были положительные, в большинстве своём студенты заинтересованы в получении знаний и навыков, что приятно. Некоторые студенты, конечно, занимают не своё место, «учатся» без интереса, не по своей воле, а для старших родственников или из-за того, что «так надо». Таким можно лишь пожелать ответить честно самому/самой себе на вопрос, чем именно они хотят заниматься в жизни, какой род деятельности в дальнейшем осуществлять. Ответ «ничем» не принимается.

- Волнуетесь ли Вы перед первой встречей с новыми студентами? Какие они?

- Точно не волнуюсь, как и не волнуюсь при встрече с новыми людьми в принципе. Студенты – такие же люди, причём в основном совершеннолетние, настроенные на продуктивное и интересное общение. Сегодняшние студенты, как и сегодняшние взрослые и сегодняшние пенсионеры, весьма разные. У них разные интересы и увлечения. Повесить один ярлык на всё поколение невозможно.

- Расскажите о том, как Вы пришли в профессию. Был ли в вашей жизни педагог, который повлиял на Ваш выбор, которому Вы благодарны за его помощь, который, возможно, стал для Вас примером?

- Да, такой педагог в моей жизни был. Когда я учился в седьмом классе средней школы с углублённым изучением английского языка, я по какой-то причине отстал от программы и имел все перспективы получить двойку в четверти, при этом не могу сказать, что мне было интересно учиться. Тогда родители пригласили мне репетитора, который помимо программы показал, для чего можно использовать знания. А именно взял с полки одну из моих кассет и предложил перевести напечатанный в буклете текст песни. В этот момент у меня в голове «щёлкнуло», в одно мгновение я понял, как личные интересы и увлечения могут быть связаны со знаниями, получаемыми в школе. Ситуация выправилась, оценка стала максимальной, а я понял, чем хочу профессионально заниматься в будущем, понял уже тогда, что хочу связать профессию с иностранными языками и лингвистикой (хотя, вероятно, этого слова я тогда ещё не знал).

- Насколько сегодня востребована профессия педагога? Не жалеете, что в свое время выбрали себе такую стезю?

- Как и в любой отрасли, спрос на грамотного и квалифицированного специалиста всегда есть, и рынок труда беспощадно показывает, достаточна ли компетенция. О своём выборе не жалею, так как эта работа полностью соответствует моим интересам и врождённым качествам.