• Главная
  • Новости
  • «Русский музей: виртуальный филиал»: Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

«Русский музей: виртуальный филиал»: Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

14.10.2022
В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов СПбУТУиЭ проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».

Ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея, кандидат искусствоведения Нина Шершова ознакомила студентов Института гуманитарных и социальных наук и Института  международных программ СПбУТУиЭ с выставкой, посвященной  165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля.

На экспозиции представлено более 200 произведений из собрания Русского музея и Третьяковской галереи, а также из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Из Третьяковской галереи на выставку дали почти все, что  просил Русский музей, за небольшим исключением: картину «Демон поверженный» нельзя было перемещать из‑за состояния сохранности, огромная «Принцесса Греза» не поместилась бы в залах Корпуса Бенуа.

Выставка строится не по хронологии и не по тематике. Главный принцип — показать гениальность Врубеля в драматургии, в цвете, в графических решениях.

Подобно титанам эпохи Возрождения, художник был богато одарен: писал иконы и фрески, работал с мозаикой, создавал эскизы театральных костюмов и декорации, огромные живописные полотна и рисунки. Его творческие поиски и достижения намного опередили свое время. Высокой духовностью отмечены созданные им портреты современников и пейзажи, произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой. Творческое наследие мастера постигла счастливая участь – некогда оказавшее сильное влияние на современников, оно со временем не утратило своей актуальности и неизменно служит высоким образцом и подлинной школой для многих поколений отечественных художников и ценителей искусства.

В анфиладе Корпуса Бенуа мы увидели произведения, относящиеся к разным периодам жизни и творчества художника. Здесь разместились не только признанные шедевры, такие как «Принцесса-Лебедь», «Богатырь», «Шестикрылый Серафим», «Пророк, но и работы, мало известные зрителю, много графики.

К учебе в Академии художеств относятся автопортреты и навеянная Шекспиром работа «Гамлет и Офелия» из собрания Третьяковской галереи. Эскизы «Воскресенье» и «Богоматерь с младенцем»  из московского музея, созданы в Киеве, куда Врубель был приглашен для реставрации церквей и написания икон.

Лучшее время в жизни художника пришлось на Москву. Здесь он написал знаменитые картины «Пан», «Богатырь», «Царевна-Лебедь», «Утро». Много портретов жены и музы Врубеля — певицы Надежды Забелы. На выставке соединились две части картины «Пророк». Считая работу незавершенной, Врубель ее разрезал. Нижняя часть стала фоном для портрета жены. Не сомневаясь в собственной гениальности, художник мало ценил работы, часто писал одну поверх другой.

В зале рядом с двумя огромными картинами с изображением цветущей сирени — полотна «Демон сидящий» из Третьяковской галереи и «Летящий демон» из Русского музея. К образу демона художник возвращался много раз в картинах, рисунках, скульптуре. Он писал, что его демона не понимают, путают с чертом и дьяволом. В то время как он — творческая душа, дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный и при всем том — величавый и властный.

Самый знаменитый образ — «Демон поверженный» — стал и самым трудным для художника: он работал над ним по многу часов, переписывал лицо снова и снова, лишился сна. Третьяковская галерея отказалась купить картину. Многочисленные изображения демона в картинах, скульптурах и рисунках воспринимались окружающими как навязчивая идея. Они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного и странного.

Современники не принимали Врубеля. Он не разделял идей предшественников — передвижников, не был близок к русским импрессионистам. Создавал собственный, придуманный, фантастический мир — русалки, демоны, сказочные царевны и принцессы. Манера Врубеля необычна для его времени. Его много и нещадно ругали, в том числе Стасов и Горький. Считалось, что художник портит красивый сюжет, его живопись слишком темная, декоративная, стирает глубину замысла.

Неудачи в жизни преследовали Врубеля, критики доводили до изнеможения, заказчики отказывались принимать работы. В 1901 году он оказался в больнице. Из оставшихся восьми лет жизни на творчество Врубелю было отпущено только четыре. В период душевной болезни он продолжал работать, писал «Пророка», портреты жены, множество автопортретов. В последнем зале в витринах рисунки, сделанные в клинике. Он не выпускал карандаш из рук и там.

Одна из последних больших картин Врубеля — «Шестикрылый Серафим», она и завершает выставку.

После занятия в Корпусе Бенуа студенты поделились своими впечатлениями:

Карина: 

«Выставка очень понравилась, потому что все картины Врубеля интересные, завораживающие и глубокие по смыслу, так как они раскрывают внутренний мир человека. Особенно понравилась концепция связанная с Демоном, так как она представляет собой  борьбу между двумя силами: света и тьмы. А также отражает тревогу души автора, весь спектр его внутренних переживаний и сомнений. Поэтому картины Врубеля, включающие в себя сказачно-мистический мир, действительно изысканы и  ознакомиться с данным творчеством необходимо».

Диана: 

«Посещение выставки, посвящённой 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля оставило у меня только положительные впечатления. Особый интерес вызвала картина «Сирень», написанная художником в 1900 году. Полотно восхищает своими размерами и идеально подобранной художником цветовой гаммой. Сумерки придают картине особенный таинственный и сказочный колорит, зритель будто переносится в чарующий сиреневый сад».

Жанна: 

«Выставка оказалась очень красочной и яркой на впечатления! В полном восторге от рассказа экскурсовода»!

Саша: 

«Понравилось в выставке большое наличие фиолетового цвета и интересный рассказ экскурсовода. Многие картины хотелось долго рассматривать... Спасибо, СПБУТУиЭ за возможность посетить эту выставку бесплатно и вообще узнать о ней».

Использованы материалы сайта газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и сайта Русского музея.

 


 

Галерея