Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

  • Главная
  • Новости
  • Научный полк СПбУТУиЭ: Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата

Научный полк СПбУТУиЭ: Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата

23.05.2022
Статью о роли советского государственного аппарата в организации обороны страны, деятельность высших звеньев государственного аппарата представил профессор кафедры гражданского права и процесса, доктор юридических наук, доцент Степан Оганесян.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) советский народ вел смертельную борьбу против гитлеровского фашизма. Главной причиной и источником победы был патриотизм советских людей, их любовь к Родине. Однако не только мужество и героизм советских людей решили исход войны. Так же большую роль в успехе сыграл советский государственный аппарат.

Роль советского государственного аппарата в организации обороны страны и достижении победы в Великой Отечественной войне была исключительна велика. Однако в историко-правовой и общеисторической литературе она освещена недостаточно, что в особенности относится к деятельности высших звеньев государственного аппарата в годы войны (Государственного Комитета Обороны, СНК СССР, наркоматов и других центральных ведомств).

В годы войны функция обороны страны стала главной функцией отечественного государства. Для выполнения этой задачи концентрировались все ресурсы страны.

Война потребовала подчинения деятельности государственного аппарата делу разгрома немецко-фашистских захватчиков. В условиях военного времени советский государственный аппарат должен был обеспечить: развертывание во все возрастающих масштабах военного производства и поставки фронту необходимого вооружения и боевой техники. Для этого нужно было: изменить экономические пропорции в интересах увеличения военного производства; сконцентрировать все ресурсы для обеспечения нужд войны; передать военной промышленности большое число предприятий связи; увеличить пропускную способность железных дорог, чтобы обеспечить военные перевозки и эвакуацию промышленности и населения на восток из угрожаемых районов; нацелить деятельность научных и опытно-конструкторских учреждений на достижение военно-технического превосходства над противником и обеспечение потребностей Вооруженных сил; мобилизовать материальные и трудовые ресурсы сельского хозяйства на бесперебойное снабжение Вооруженных сил, населения городов – продовольствием, а промышленности – сырьем; перераспределить людские ресурсы для обеспечения мобилизации в Вооруженные силы и потребностей военной экономики; мобилизовать финансовые ресурсы для нужд войны; приспособить торговлю, всю сферу обслуживания к потребностям военного времени.

Необходимо было перестроить государственный аппарат, провести строжайшую его централизацию. Прежде всего, потребовалось создать высший орган стратегического руководства вооруженной борьбой советского народа, который объединил бы в одних руках управление и действиями Вооруженных сил на фронте и военной экономикой в тылу. В условиях военного времени правительство возложило на НКВД обязанность обеспечить строительство авиационных заводов в Куйбышеве, металлургических комбинатов в Нижнем Тагиле, Челябинске, Актюбинске и Закавказье, Норильского никелевого комбината, Богословского алюминиевого завода в Куйбышеве, строительство железных дорог Саратов-Сталинград, Комсомольск-Совгань и Северо-Печерской магистрали.

Война предоставила возможность лицам, осужденным за прогулы, бытовые и незначительные уголовные преступления, искупить вину перед обществом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В соответствии с указами Президиума Верховного Совета из мест лишения свободы были освобождены досрочно указанные категории заключенных с направлением лиц призывного возраста в Красную Армию. 

Принятые в период Великой Отечественной войны высшими государственными органами нормативно-правовые акты, как правило, усиливали ответственность за целый ряд деяний или вводили новые составы преступлений. Была установлена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. В конце 1941 г. была установлена уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий.

В соответствии с Указом «О военном положении» функции органов государственной власти в области обороны, общественного порядка и государственной безопасности переходили к военному командованию. Оно получало право устанавливать комендантский час, производить в необходимых случаях задержание и обыски подозрительных лиц, запрещать въезд в местности нежелательных лиц, запрещать или ограничивать передвижение транспорта, регулировать порядок и время работы учреждений и предприятий, в том числе предприятий торговли, зрелищных (кино, театров и т.д.). 

Для непосредственного руководства Вооруженными силами была образована Ставка Верховного главнокомандования во главе с Верховными главнокомандующим, что способствовало усилению взаимодействия различных видов Вооруженных Сил, преодолению недостаточной координации действий армии и флота. Такая организация стратегического руководства ведением войны показала свою эффективность и сохранялась на всем протяжении войны. 

25 октября 1941 г. Государственный комитет обороны (ГКО) создал специальный Комитет по эвакуации из прифронтовой полосы запасов продовольствия и промышленных товаров, а также оборудования текстильных, обувных, швейных, табачных фабрик и мыловаренных заводов. Одновременно был утвержден план эвакуации хлебных грузов из районов, которым угрожала оккупация. Для наведения порядка в движении поездов образован Комитет по разгрузке транзитных и других застрявших на железных дорогах грузов. 

Наряду с ГКО в годы войны действовали и постоянные конституционные высшие органы государственной власти и управления. Верховный Совет СССР, его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР продолжали работать каждый в сфере своей компетенции. 

Согласованность в деятельности военных и гражданских органов достигалась путем объединения под одним руководством военных органов ряда гражданских наркоматов и ведомств. В феврале 1942 г. начальник тыла Советской Армии одновременно стал наркомом путей сообщения, начальник главного военно-санитарного управления – наркомом здравоохранения, начальник управления по снабжению армии горюче-смазочными материалами руководил одновременно и Главнефтеснабом при СНК СССР и т.д. Во многих наркоматах были созданы специальные главные управления по обслуживанию военных нужд.

Военные нужды потребовали образования ряда новых наркоматов. Вскоре после начала войны был создан Наркомат танковой промышленности, Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. Создан был также ряд комитетов, главных управлений, бюро и других ведомств при СНК СССР.

Условия войны потребовали существенной перестройки и местного государственного аппарата. В наибольшей степени это относилось к местным Советам районов, близких к фронту и объявленных на военном положении, все функции власти по вопросам обороны, обеспечения порядка и государственной безопасности были переданы военным властям. В городах, расположенных в непосредственной близости к фронту (в первую очередь в осажденных врагом), создавались чрезвычайные органы – городские комитеты обороны. 

Таким образом, советский государственный аппарат с честью выполнил свои задачи, сумел сконцентрировать материальные и людские ресурсы наиболее важных для вооруженной борьбы направлениях.

Яндекс.Метрика