Очередное занятие цикла «Диалог с искусством»
19.04.202218 апреля в рамках работы информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» состоялось пятое занятие цикла «Диалог с искусством».
На этот раз беседа была посвящена новейшим теориям психологии восприятия искусства. В наши дни все больше внимания уделяется исследованиям в области нейропсихологии. Новый виток интереса к процессам восприятия живописи связан с появившейся относительно недавно возможностью получать информацию, которая ранее была недоступна для непосредственного наблюдения. Магнитно-резонансная томография и запись кожно-гальванических реакций дала в руки ученых метод исследования физиологического ответа на различные художественные стимулы. У современных нейропсихологов теперь есть уникальная возможность увидеть, какие именно отделы мозга и в какой последовательности реагируют на предъявляемые изображения. Исследователи в ходе своих экспериментов пытаются понять, как наши субъективные ощущения от созерцания прекрасного можно объяснить особенностями функционирования коры головного мозга.
Также очень интересные теории в области психологии восприятия искусства предлагают эволюционные психологи. Почему людям нравятся те или иные изображения? Почему некоторые картины вызывают бурную реакцию у представителей самых разных культур? Почему, приезжая в другую страну, большинство путешественников считает своим долгом непременно посетить художественный музей? Ответы на эти вопросы эволюционные психологи ищут в прошлом человека, воссоздавая историческую картину формирования вида Homo sapiens.
Сегодня активно происходит осмысление исследовательского материала, полученного представителями разных научных дисциплин. Данные нейропсихологии дополняются данными эволюционной и возрастной психологии. Ученые выдвигают множество теорий, порой противоречащих, а порой, дополняющих друг друга. Но до окончательного ответа на вопрос «В чем заключена сила воздействия искусства на человека?» еще очень далеко.
Вчера у слушателей программы «Диалог с искусством» была возможность обсудить предлагаемые теории, спроецировать их на свой зрительский опыт, опровергнуть или согласиться с выводами ученых.
Процесс исследования психологии восприятия искусства - увлекательный процесс, который требует от зрителя внимательности, настойчивости и обширных знаний из разных областей человеческой культуры. Мы надеемся, что участники нашей программы продолжат самостоятельно развиваться в данном направлении и будут успешно применять полученные в ходе наших бесед знания и навыки в учебной и будущей профессиональной деятельности.