Четвертое занятие цикла «Диалог с искусством»

14.04.2022
13 апреля в рамках работы информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» состоялось четвертое занятие цикла «Диалог с искусством».

Темой очередной встречи в рамках программы «Диалог с искусством» была психология восприятия пространства в произведениях живописи.

Пейзаж, вероятно,  является самым популярным жанром живописи, он находит отклик в сердцах и  у искушенных зрителей, и у людей, совершенно не интересующихся искусством. Как объяснить такую его привлекательность? Ответы может подсказать эволюционная психология.  Вид Homo sapiens формировался в саваннах, и миллионы лет люди жили в окружении природы, мозг человека, по-прежнему воспринимает природные ландшафты как дом и источник жизни. 

В первой части  занятия участники исследовали,  как изображенное на картинах природное  пространство влияет на эмоциональное состояние зрителя. Известные с детства картины Ивана Шишкина и Алексея Саврасова по-новому раскрылись перед зрителями, которые внимательно анализировали выразительные средства используемые художниками и свои реакции на произведения искусства.

Вторая часть встречи была посвящена городскому пейзажу и тому, как художники умеют, используя изображения улиц,  домов и площадей, раскрывать различные темы, и  приглашать зрителя к размышлению над глубокими философскими вопросами.

Также в ходе занятия слушатели познакомились с результатами новейших исследований в области психологии восприятия и пространственного мышления, и на практике освоили один из классических приемов мнемотехники, известный под названием “метод Цицерона”. В этом методе запоминания, использование окружающего пространства в качестве внешнего резервуара для хранения информации помогает значительно увеличить емкость памяти.

На протяжении всей встречи студенты активно принимали участие в дискуссии, использовали полученные на предыдущих занятиях знания и навыки, обращали внимание на нюансы и детали изображенного на картинах. 

Следующая встреча будет посвящена нейропсихологическим основам восприятия изобразительного искусства, участники познакомятся с некоторыми современными теориями, в которых ученые предпринимают попытки объяснить силу воздействия живописи на зрителя.

Галерея