• Главная
  • Новости
  • «Русский музей: виртуальный филиал»: Строгановский дворец и 4-й фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев

«Русский музей: виртуальный филиал»: Строгановский дворец и 4-й фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев

14.04.2022
В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов СПбУТУиЭ проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».

Ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея, кандидат искусствоведения Нина Шершова ознакомила студентов СПбУТУиЭ с основной экспозицией Строгановского дворца и 4-й фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев.
Строгановский дворец расположен в самом центре Санкт-Петербурга — на пересечении набережной Мойки с Невским проспектом. Начинался Строгановский дворец с двух зданий. Одно из них — одноэтажный дом — был поставлен в первой четверти XVIII века на набережной Мойки недалеко от Зелёного моста. Второе здание в форме буквы «Г» (на углу Мойки и Невского проспекта), принадлежавшее портному Иоганну Нейману, почти полностью выходило на Невский проспект. Оно было построено по проекту архитектора Михаила Земцова. В 1742 году эти участки купил барон Сергей Строганов. Для строительства дворца он приглашает Франческо Растрелли,  придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны. Здание, строительство которого проходило в 1753-1754 годах, скрыло старые дома. В корпусе по Невскому проспекту (северный фасад) находились покои барона. Западный корпус, на набережной Мойки, отстроенный практически заново, готовился для молодого барона Александра Сергеевича, отправившегося в то время в большое образовательное путешествие по Швейцарии и Франции. 

25 октября 1754 г. в Строгановском дворце состоялся большой бал, официально посвященный важному событию — рождению наследника престола князя Павла Петровича, но, по сути, этот праздник стал презентацией Строгановского дворца. Новость о новом роскошном доме на набережной Мойки была напечатана в «Санкт-Петербургских новостях» и в европейских газетах. Строительство дворца стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного лица.

Фасады дворца Франческо Растрелли украсил нарядными наличниками, колоннами и скульптурой, что характерно для стиля барокко. Особенно интересна центральная часть фасада со стороны Невского проспекта, где мы видим скульптуры женских фигур — кариатид и герб Строгановых с изображением двух соболей, держащих в передних лапах щит с медвежьей головой. В композиции герба отражены происхождение и занятия рода Строгановых, русских купцов и промышленников, выходцев из Поморских и Новгородских крестьян. На их средства был снаряжен поход Ермака в Сибирь, они владели заводами на Урале и занимались пушным промыслом. Соболи, как и медвежья голова, — это символы Сибири, означающие, что предки рода участвовали в освоении этого региона русскими. В простенках между окнами строения помещены медальоны с мужским профилем. Это рельефное изображение графа Сергея Строганова, но существует и другое мнение: возможно, это портрет самого Растрелли, оставившего таким способом свой автограф на фасаде построенного им здания.

Сергей Строганов прожил во дворце всего два года. После его кончины здание перешло его единственному сыну Александру, самому известному из рода, коллекционеру и меценату. По словам поэта К. Батюшкова, граф Александр Сергеевич был «просвещенным покровителем и другом наук и художеств», «любезнейшим и добрейшим из людей». 

В середине 1780-х годов А.С. Строганов начинает перестройку дворца. Наибольший вклад в оформление залов внесли архитекторы Андрей Воронихин и Фёдор Демерцов. Среди их работ — зал Гюбера Робера, Минералогический кабинет, Картинная галерея, Парадная лестница, Малая гостиная и Парадная столовая. В 1820 году оформление анфилады западного корпуса выполнено Карлом Росси. В 1842 году Петр Садовников создал южный корпус, фасады которого были «скопированы» с корпусов XVIII века. В барочном стиле был изменен и восточный корпус.Так завершилось оформление фасадов Строгановского дворца. 

К 1917 году все Строгановы выехали за границу, здание было национализировано, часть коллекций передали музеям страны, несколько экспонатов было продано за границу. В 1988 году дворец стал филиалом Русского музея.

Первым интересным объектом для нас стал Парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней в архитектурной редакции Андрея Воронихина, приверженца стиля классицизма, для которого характерны строгость, ясность, красота и гармония. Вместо барочной пышности мы видим деревянную рустовку и изящные колонны, а наверху - великолепный восстановленный плафон, создающий иллюзию того, что над лестницей через проем видно небо. Решетка лестницы сохранена, а перила восстановлены по небольшому фрагменту. Роспись потолка Парадной лестницы была обнаружена случайно при его размывке и восстановлена по небольшому фрагменту. Здесь, на лестнице, проводились настоящие археологические работы, поскольку за два столетия уровень пола из-за выросшего культурного слоя оказался на 37,5 см ниже мостовой. 

Парадная лестница привела нас в Новую переднюю, оформленную в стиле роккоко середины 19 века. От отделки, выполненной еще А.Н. Воронихиным, сохранился мраморный пол. В центре зала установлена скульптура Михаила Козловского «Минерва и Гений художеств». В образе богини мудрости изображена императрица, а Гений художеств собирается записать имена тех, кто достоин получить из ее рук лавровый венок.

Сразу за передней - жемчужина дворца – Большой танцевальный зал, выполненный по проекту Растрелли, единственный интерьер великого архитектора, который сохранился в Санкт-Петербурге. В этом зале с большими окнами и зеркалами могло разместиться более 150 человек. Оркестр находился на балкончиках, поддерживаемых атлантами, между которыми амуры несут картуш, увенчанный баронской короной. Первоначально зал был выполнен в розовато-оранжевых тонах.  Главным его украшением является живописный плафон  «Триумф Героя», автор которого — итальянский живописец и декоратор Джузеппе Валериани. В центре композиции — Минерва, богиня мудрости. Гермес — посланник олимпийских богов, которые передают главному персонажу (Александру Строганову) наставление и пожелание построить в Петербурге храм (имеется в виду Казанский собор). Полотно окружает перспективная фигурная рама. Живопись над дверью — картины неизвестного художника, представляющие историю персонажа древнегреческой мифологии Энея, сына Анхиса и Афродиты, героя Троянской войны. Сейчас в этом зале проходят концерты барочной и классической музыки, звучат джазовые композиции.
Для справки: Александр Строганов имел непосредственное отношение к строительству Казанского собора. В конкурсе проектов храма участвовали работы  нескольких архитекторов. Он   предложил  Павлу I свой проект и своего архитектора — А. Н. Воронихина. Практически последние 10 лет своей жизни Строганов посвятил строительству храма и, как председатель попечительского совета, сумел сделать сооружение Казанского собора главным городским делом.

Затем мы переходим в кабинет с дубовым камином. Интерьер был оформлен в самом конце XIX в. по типу охотничьих кабинетов в английских замках для графа С.А. Строганова (1852–1923) – большого любителя псовой охоты и владельца нескольких конных заводов. В кабинете мы видим скульптуры и картины анималистов (Николая Сверчкова, Артемия Обера, Рудольфа Френца и других мастеров). На картинах изображены животные, в основном, лошади и собаки, а скульптурные композиции посвящены охоте. Дубовый камин оформлен каминным экраном с картиной «Спаниель Мутон» работы Карла Кнаппе и декоративным узором с гербом рода Строгановых в виде буквы «S».

В Греческой комнате можно увидеть мраморный камин с гирляндами и амурчиками. На стене — портрет Сергея Григорьевича работы К.Е. Маковского. Бюсты Андрея Воронихина и его супруги Марии выполнил Алексей Воронихин, племянник архитектора. Пройдя через Греческую комнату, можно попасть в Большой и Малый кабинет графини Софьи Владимировны Строгановой, супруги Павла Александровича.
Большой кабинет больше похож на малую картинную галерею. Здесь экспонируются картины, связанные с событиями Отечественной войны с Наполеоном. Живописец В.И. Мошков в своей картине воссоздал сражение под Лейпцигом, в котором участвовали пятеро Строгановых. На противоположной стороне зала — картина Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом». Раненый 18 раз богатырь оказался в плену, но был отпущен после представления французскому императору.  В войне с Наполеоном Софья Владимировна потеряла мужа и сына.
Малый кабинет графини С.В. Строгановой имеет и второе название — Малая библиотека. Он оформлен А.Н. Воронихиным в 1804–1805 годах, а позднее, в 1818 году, архитектором И. Ф. Колодиным. Андрей Воронихин представил этот зал как миниатюрный античный храм с ложным углубленным цилиндрическим сводом с розетками и орнаментальной росписью «под лепку». Колодин выполнил новые коринфские колонны из искусственного мрамора и пилястры. Под потолком сохранился интересный скульптурный барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани. Под барельефом, за колоннами — ваза, подаренная графу членами комиссии по строительству Казанского собора в память о завершении работ. Здесь же можно видеть исполненный из мрамора Луи-Мари Гишаром скульптурный портрет А.А. Воронихина, старшего сына архитектора.

Вернувшись в Греческую комнату, можно пройти в Большую гостиную. Большая гостиная — светлая комната, интерьер которой восстановлен по фотографиям из семейного альбома семьи Строгановых. Главным украшением Большой гостиной стал лионский шелк кремового цвета с изображением цветов. Эта ткань использовалась, как для оформления стен, так и для обивки мебели, драпировки окон и дверей. Дополняли интерьер растения, скульптура, настенные часы в стиле рококо и фарфоровые группы. Интерьер дополняет изящный камин из красного мрамора. В центре Большой гостиной установлена скульптура «Преданность», работа Джозуэ Мели. Скульптор изобразил спящего ребенка и собаку, которая ловит змею.

В Малой гостиной ощущается стремление Андрея Воронихина подражать греческим и римским образцам. Стены покрыты искусственным мрамором теплых оттенков. В простенке между окнами и над камином установлены зеркала, что расширяет пространство зала. Здесь мы видим скульптурный бюст графини Софьи Владимировны. Над дверями из красного дерева с позолоченными львиными масками — барельефы с растительным узором и головы Горгоны Медузы. Интересна верхняя часть стен Малой гостиной — это люнеты, в которых разместились рельефные композиции на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

Через Большой зал можно вернуться в Новую Переднюю. За ней следует угловая комната, окна которой выходят на Невский проспект и на Мойку. Это Парадная столовая западного корпуса Строгановского дворца. Предположительно она была создана на месте Зеркальной галереи Растрелли, не дошедшей до нашего времени. Видимо, преклонение перед талантом предшественника побудило Андрея Воронихина оставить прежний декоративный эффект. Центр стены, напротив окон, выходящих на Невский проспект, заняли большие зеркала с наложенными на них полулюстрами. Воронихин использовал здесь французский прием, но воспроизвел его с настоящим русским размахом. Использовались цельные зеркала площадью 12 кв. метров. Поэтому не очень большой зал выглядел значительно больше, чем он есть.
В следующих двух залах (Старая передняя и Зал Гюбера Робера) проходит постоянная выставка «Русский ампир». Здесь экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства времен Александра I.

Для оформления зала Гюбера Робера граф А.С. Строганов в 1773 г. заказал французскому художнику Гюберу Роберу живописный ансамбль из шести полотен, на которых были изображены древние обелиски, храмы и арки, а также водопады и горы. Существующий вариант отделки относится к 1810 г. и принадлежит архитектору И.Ф. Колодину.

В 1859 году для графа С.Г. Строганова, вернувшегося в Петербург из Москвы, в северном корпусе рядом были устроены Арабесковая гостиная, Большой и Малый кабинеты. Арабесковый зал - зал гротеска, в котором мы видим причудливые изображения птиц и животных. Его украшают живописные панно, являющиеся копиями с фресок учеников Рафаэля в лоджиях Ватикана и росписей помпейской «Виллы Цицерона». Архитектурно-декоративное решение интерьера принадлежит П.С. Садовникову и   относится к  концу  1830-х – началу 1840-х гг.

В Минералогическом кабинете находилось богатейшее книжное собрание графа А. С. Строганова и коллекция минералов. Андрей Воронихин создал двухъярусное пространство с расписанным потолком, создающим иллюзию купола. Автор росписи - Пьетро Гонзаго. Благодаря такому приему в зале «появляется» третий иллюзорный этаж. Первый ярус оформлен четырьмя люнетами (арочными проемами) со скульптурами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Главная аллегория — «Земля», представляющая изображение богини Кибелы с короной на голове. В ее облике автор имел в виду Екатерину II. 

Строгановский дворец был известен своей Картинной галереей, оформленной Андреем Воронихиным. Здесь находилась коллекция живописи — картины Сандро Боттичелли, Аньоно Бронзино и Ван Дейка, Клода Лоррена и Рембрандта, Рубенса и других известных художников. Многие произведения Александр Строганов приобрел в 1770-е годы на аукционе в Париже. Граф тщательно продумал, как разместить в Картинной галерее живописные работы и скульптуры. Став в 1800 году Президентом Академии художеств, он приглашал студентов в галерею копировать известные произведения. До 1917 года все картины оставались на тех же местах, что и в начале XIX века. Угроза захвата Петрограда немецкими войсками заставила снять большую часть полотен. Многие картины отправили в Москву. И хотя в 1919 году галерея была частично восстановлена, но она уже не имела ничего общего с первоначальным замыслом. В советское время Строгановский дворец занимали государственные организации, а часть помещений использовалась как квартиры. За это время были утрачены многие элементы убранства. В 2012 году Картинная галерея была воссоздана и наполнена произведениями современников графа.
Одна из тем этих полотен — строительство Казанского собора. Он изображен на картине Ф.Я. Алексеева (вид храма со стороны Екатерининского канала). Мы увидели и живопись из храма — работу Ореста Кипренского «Богоматерь с младенцем» для северных врат главного иконостаса и иконы для Царских врат, написанные Владимиром Боровиковским. Главное место принадлежит картине «Лот с дочерьми», автор — Луи Жан Франсуа Лагрене. В южной лоджии Картинной галереи — работы портретиста Жан Лоран Монье, жившего в доме Строганова. Это портреты графа Павла Александровича, графини Софьи Владимировны и их сына Александра. Здесь же два портрета А.С. Строганова. Одно из изображений кисти Александра Рослина исполнено в 1772 году в Париже, где и была приобретена большая часть полотен зала. Другой посмертный портрет выполнен в 1814 году А. Варнеком. Самый известный представитель рода изображен в костюме главного российского ордена — Святого Андрея Первозванного — на фоне построенного им Казанского собора. Копия с картины Ван Дейка «Портрет бургомистра Рококса из Антверпена» выполнена О.А. Кипренским в 1807 году.
За зеркальной дверью Картинной галереи находилась Библиотека и Физический кабинет, стилизованный под египетский храм. Во времена А.С. Строганова из большого окна на восточной стене Физического кабинета был виден или угадывался Казанский собор, предмет забот и размышлений барона.
На первом этаже Дворца под Парадной лестницей экспонируются предметы, найденные во время археологических раскопок. Рядом расположены залы, в которых проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея и из собраний других крупных художественных коллекций. На одной из таких выставок, 4-й фотобиеннале историко-архивной фотографии, мы и побывали. 

Биеннале историко-архивной фотографии представила малодоступные фотоколлекции региональных музеев Воронежа, Ивангорода, Нижнего Новгорода, Рыбинска, Рязани, Симферополя, Омска, Пскова, Углича, Якутска, которые познакомили нас с культурной, бытовой и политической жизнью России 1870-х – 1930-х годов. На фотографиях представлены городские пейзажи, крестьянки за рукоделием, барышни возле фамильных имений, «ушедшая натура» и неизменные типажи, ландшафт огромной страны. Особенно запомнились семейные фотографии  В П. Смирнова, Альбицких, В.П. Проскурякова, династии Дуровых в сценических костюмах, и даже с автографами, фотографии пионерских и трудовых лагерей в пос. Токсово и Васкелово Ленинградского уезда, пионерского лагеря Артек, фотографии из Якутии  и Рязанской области начала 20 века. 

После экскурсии студенты поделились своими впечатлениями.

Карина: «Экскурсия очень понравилась. Особенно понравился бальный зал, красота которого бросается в глаза с первой секунды. Я была восхищена балконами, которые опираются на мощные полуфигуры атлантов А также запомнился плафон, который действительно завораживает и потрясает. Я бы сказала, что он является олицетворением прекрасного, как и сам Строгановский дворец».

Диана: «Посещение музея оставило только положительные эмоции. Особенное впечатление на меня произвели интерьеры, восстановленные по документам, фотографиям и картинам».

Александра: «Очень понравилась экскурсия в Строгановский дворец! И сам дворец безумно красивый, и интересный рассказ экскурсовода».

Использованы материалы сайта

 

 

 

 

Галерея