Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

К Дню работника культуры: «Диалог с искусством»

25.03.2022
О том, как важно искусство в современном мире, возможно ли научиться его понимать, как оно воздействует на человека, накануне праздника рассказала автор цикла интерактивных встреч «Диалог с искусством» Екатерина Асанова.

Одной из целей информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» является расширение кругозора студентов и приобщение их к мировой культуре и искусству, которое способствует обогащению внутреннего мира человека и обретению лучших человеческих качеств. На базе виртуального филиала в этом учебном году появился новый цикл лекций «Диалог с искусством», подготовленный Екатериной Асановой.

Замысел этой программы появился у автора 9 лет назад. В этом цикле автор соединила свой опыт работы с публикой в ведущих музеях Санкт-Петербурга, таких как Государственный Эрмитаж и музей современного искусства Эрарта, а также опыт работы в качестве психолога в экспериментально-психологических исследованиях.

- Бытует мнение, что культура для современной молодежи не играет большой роли. Действительно ли молодежь перестала интересоваться искусством?

- Одна из важных задач университета – чтобы учебные программы и планы строились с учетом культурологического подхода, чтобы воспитание и обучение студентов осуществлялось посредством культуры, чтобы у студентов была возможность чаще соприкасаться с прекрасным.

Искусство фотографии вызывает, конечно, больший интерес и отклик у современной молодежи, поэтому при рассмотрении тем «Диалога с искусством» мы изучаем не только живописные работы русских и зарубежных художников, но и работы фотографов 20 и 21 веков.

- Екатерина Александровна, а можно ли вообще научиться чувствовать искусство? И что для этого нужно?

- Необходима практика и, главное, желание.

 - А всегда ли необходимо понимать художника и его чувства, или важнее понять собственные чувства и эмоции?

- При рассмотрении картины мы можем только предположить, что думал и чувствовал художник, исходя из своего опыта и восприятия. Важно опираться не только на готовые описания специалистов, но и на свои ощущения, чувства и мысли.

- На Ваших встречах в университете аншлаги. Расскажите, чем на них занимаются наши студенты. Можете поделиться конкретными примерами?

- Да, студенты действительно проявляют живой интерес к данной программе, активно участвуют в дискуссиях, делятся своими мыслями и впечатлениями.

Например, при рассмотрении живописных портретов на примере портретов Федора Шаляпина (Борис Кустодиев), портретов Павлова (Михаил Нестеров, 1930 и 1935 гг.), а также фотопортретов Анны Павловой (Джеймс Лафайетт) и Леонардо ДиКаприо (Энни Лейбовиц) ребята анализировали, как угол зрения, одежда, фон, детали, поза, жест влияют на общее восприятие картин. Обсуждали, как живописцы с помощью фона могут раскрыть социальное положение или эмоциональное состояние изображенного, как жестами рук можно передать отношение между героями или их внутренние переживания, как выбором точки, с которой зритель будет смотреть портретируемого, художник раскрывает психологические особенности изображенного человека.

На примере портрета Петра I (Готфрид Кнеллер, 1698 г.) студенты изучили, как с помощью выбора того или иного предмета художник раскрывает характер своего персонажа и дает нам возможность заглянуть в его внутренний мир.

Рассматривая голландские натюрморты Хеды Виллема Класа и Яна Давидса де Хема слушатели увидели, как изображая цветы и предметы повседневного обихода, живописцы прошлого выражали сложные мировоззренческие и религиозные концепции. А затем потренировали полученные навыки при рассмотрении фото-натюрмортов, обширно представленных сегодня в соцсетях.

На протяжении всех занятий студенты активно дискутировали, высказывали свои гипотезы, предлагали оригинальные интерпретации.

Надеюсь, что полученные знания студенты смогут использовать, как в будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Студенты направления подготовки «Психология»:

«Мы благодарим за проведенное на высоком профессиональном уровне мастер-класса на тему «Диалог с искусством». С этой программой мы впервые столкнулись в нашем университете, и были очень рады этому. Считаем, что это очень полезный опыт, который поможет нам в нашей будущей профессии. Развитие задач, таких как компрессия и анализ получаемой информации, аргументированное высказывание собственной точки зрения и других, представляющих особую значимость для будущих психологов: нейропсихологическое восприятие, самонаблюдение и самоанализ, толерантное отношение к чужому мнению, - все это, конечно, очень значимо для нас.

Мы рисовали, обсуждали, было интересно выполнять разные творческие задания, смотреть со стороны на своих одногруппников. Увлекательные задания выполнялись с удовольствием, помогли сделать немало открытий лично для каждого.

Наш спикер – Екатерина Асанова, психолог, на профессиональном уровне погрузила нас в захватывающий процесс, мы даже не заметили, как прошли 1,5 часа».

Юлия Каширина, староста группы, направленность «Психология управления»:

«У нас проходил мастер-класс на тему «Диалог с искусством», спикером которого был психолог Екатерина Асанова. От имени группы хочу поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии.

Сначала Екатерина Александровна посредством диалога узнала у нас о том, что же мы знаем об искусстве, рассказала об актуальности изобразительного искусства в работе специалистов различного профиля и о том, какие бывают основные средства и жанры живописи. Затем она представила нашему вниманию несколько различных произведений, которые мы должны были описать: какие эмоции вызывает у нас каждая картина, какие, по нашему мнению, средства изобразительного искусства использовал автор, какой смысл постарался вложить в своё произведение, какую реакцию на картину хотел бы получить от зрителя. Мы пытались сравнивать два произведения: какая из картин нам кажется привлекательнее и почему. Также спикер выслушала мнение каждого из нас, объясняя, что у всех восприятие разное, говоря о том, что мы должны уважительно относиться к каждому мнению, вне зависимости от того, насколько это мнение отлично от нашего.

Программа очень понравилась нашим ребятам. Все мы узнали что-то новое, интересное и полезное нам, как будущим психологам».

Яндекс.Метрика