Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

«Преподаватель, который не учит мыслить, не учит ничему»

12.02.2022
Ректорат, Ученый совет, коллеги-преподаватели, студенты поздравляют с юбилеем доцента кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Анатолия Гавриловича Абызова.

Анатолию Гавриловичу 12 февраля исполняется 80 лет. Если не знать дату его рождения, можно подумать, что до этого юбилея еще минимум лет 15, а то и все 20. Анатолий Гаврилович – всегда подтянутый, энергичный, с улыбкой на лице. Доброжелательность к окружающим – это то качество, которое выделяет Анатолия Гавриловича. Недаром его любят и коллеги, и студенты.

- Анатолий Гаврилович, Вы – один из старейших преподавателей нашего вуза. И сейчас мы говорим не о возрасте, а о стаже Вашей работы в университете. Расскажите, как и когда Вы пришли работать в вуз.

- В наш вуз я пришел из Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, где преподавал 10 лет. А до этого был преподавателем в Военном инженерно-техническом университете. Официально, то есть в штате, я работаю в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики уже 17-й год. А фактически я начал читать лекции студентам еще раньше, меня пригласили мои коллеги – Яков Аронович Маргулян и Станислав Святославович Бразевич. В то время на кафедре социологии и управления персоналом была специальность «Социальная работа», я преподавал студентам социологию, социальную статистику, социологический инструментарий, социальную политику. Сейчас преподаю социологию и социологию управления. Моя судьба связана с университетом уже более 20 лет, он по большому счету давно стал для меня родным. 

- Как не выгореть за столько лет преподавательской деятельности? Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать хороший преподаватель?

- Мне мои близкие иногда намекают, что пора бы и отдохнуть. А я люблю свою работу, мне нравится общаться со студентами, с молодежью – я заряжаюсь от них энергией. Когда встречаюсь с нашими выпускниками, которые делятся своими карьерными успехами, искренне радуюсь, что за этим стоит и частичка моего труда.

Преподаватель должен любить свой предмет – это главное. Если читаешь курс, который не любишь, тогда и возникают проблемы. Я социологию преподаю много лет, когда я начинал, еще и учебников то толковых не было. Мы в те далекие времена, когда я преподавал в военном училище, сами писали и учебники, и учебные пособия. В университете я тоже создавал учебные пособия – «Экономика и социология труда», «Социология управления», есть учебник по социологии в электронном виде, которым активно пользуются наши студенты.

Так что ключевой момент для преподавателя – чтобы работа нравилась. Вот я после школы мечтал стать учителем, а поступил в Казанское артиллерийское техническое училище. Но судьба повернулась так, что все равно я пришел в педагогику, в преподавание.

И еще хороший преподаватель должен обладать большим терпением, а также уважением к студентам, особенно сейчас, когда уровень подготовки в школах иногда оставляет желать лучшего. А мы должны им все «додать», чтобы они действительно получили хорошее образование. Ведь если первокурсники чего-то не знают, это не их вина, это их беда. Тем более, что переход на дистанционное обучение тоже сказывается. Вот я очень люблю живое общение, когда можно посмотреть студентам в глаза, этого ничем не заменишь. Мне нравится, когда они с чем-то не соглашаются, пытаются спорить – в этих дискуссиях мы ищем истину.

- Студенты 10 лет назад и сегодняшние – чем они отличаются? Что для Вас как педагога важнее: чтобы студент досконально знал предмет или умел рассуждать?

- Они сейчас намного более продвинутые, как это принято говорить. Но вот парадокс: они прекрасно умеют искать информацию, благо в век информационных технологий это сделать легче, но не всегда умеют ей пользоваться. Затрудняются анализировать и делать собственные, самостоятельные выводы. А это очень важно – уметь рассуждать самостоятельно.
Мы не готовим социологов, мы готовим будущих руководителей. А социология дает ту базу, которая позволит анализировать человеческие связи и отношения в коллективе, ведь для успеха любой фирмы или предприятия ключевым моментом являются отношения начальников и подчиненных.

- Исходя из Вашего богатого опыта, что бы Вы пожелали молодым педагогам, которые только начинают свою преподавательскую деятельность?

- Глубоко убежден – если человек выбрал профессию, о которой он мечтал, которая ему нравится, – все получится. Не рождаются хорошими педагогами, опыт – дело наживное. Преподавателю нельзя ограничиваться простой передачей информации. Нужно учить своих студентов думать, искать причинно-следственные взаимосвязи, анализировать факты, видеть глубинную подоплеку событий. Многое из того, что они узнают на занятиях, устареет через несколько лет. Никогда не потеряет актуальность только полученный студентами навык размышлять и самостоятельно находить решения. Преподаватель, который не учит мыслить, не учит ничему.

 

Яндекс.Метрика