К Дню российской печати. Читают все – издают избранные!

13.01.2022
Издательское дело – давно утвердившаяся сфера деятельности, которая в современном мире массовых коммуникаций предоставляет блестящие карьерные возможности. Об этом накануне праздника рассказала доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, кандидат социологических наук Галина Пуринова.

Издательское дело – отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, созданием и массовым распространением информационной продукции. С появлением цифровых информационных технологий и Интернета, объем понятия «издательское дело» расширился за счет включения электронных ресурсов, таких, как электронные версии книг и периодических изданий, а также веб-сайты, блоги, игры и многое другое. Преимущество направления «Издательское дело» – в широте и универсальности.

В нашем университете направление «Издательское дело» было открыто в 2010 году, и первые студенты приступили к обучению в 2011 году.

Бакалавры издательского дела работают в редакционно-издательской сфере, журналистике, рекламном деле, на телевидении, радио, в системе связей с общественностью, осуществляют редакторско-издательскую деятельность в Интернете. 

Знания и умения, полученные при освоении дисциплин «Издательского дела», могут стать залогом успеха в собственном издательском бизнесе. Для этого издатель должен владеть знаниями по экономике, маркетингу, менеджменту, владеть всеми технологиями полиграфического производства, уметь налаживать партнерские связи с коллегами из зарубежья, с деловыми людьми из смежных отраслей, с представителями государственных структур и общественных организаций.

Современный издатель не может обойтись без информационных технологий, поэтому студенты досконально изучают их на многих специальных дисциплинах. Это и основы информационной культуры, и программное обеспечение книжного дела, и компьютерная верстка, дизайн и подготовка электронных изданий, технологии WEB -издательства.

В рамках курсовых работ и Выпускной квалификационной работы студентам предстоит создавать различные творческие проекты: проспекты и каталоги для фирм и компаний, энциклопедии и путеводители, книги для детей, листовки для избирателей, проектировать газеты и журналы, разрабатывать сайты для фирм, создавать рекламу для интернет-изданий.

В период производственной и технологической практики студенты учатся не только своему основному делу – управлению издательским процессом, редактированию текстов, общению с авторами, формированию издательских портфелей, расчетам стоимости изданий, - но и помогают сотрудникам издательств и редакций – выполнять операции по подборке, фальцовке и скреплению книг, осуществляют верстку, корректорскую правку.

Выпускники, успешно завершившие обучение по направлению, получают квалификацию «Бакалавр издательского дела» и могут работать по профессиям: редактор, издатель, бильд-редактор, редактор телевизионной программы, директор издательства, главный редактор, выпускающий редактор, корректор, редактор книг (в том числе и электронных), редактор ответственный, редактор художественный, шеф-редактор, менеджер издательского процесса, менеджер в области распространения печатной продукции и др.

Бакалавры издательского дела работают в издательских домах, телевизионных редакциях, издательствах, редакциях газет и журналов, типографиях, в рекламных агентствах и пресс-службах, ведут сайты на предприятиях, специализирующихся на выпуске электронной продукции и создании интернет-ресурсов. 

За годы обучения студенты формируют для будущей деятельности специальные личностные качества и компетенции для успешной работы в издательской сфере. Они способны координировать работу над издательским проектом, принимать управленческие решения по его реализации, реализовывать и рассчитывать рентабельность конкретного издательского проекта; понимают сущность, историческое значение и современное состояние книжного дела в России и за рубежом; владеют технологиями корректорской правки текста, способны разрабатывать соответствующий дизайн и книжный шрифт издания; анализируют, составляют и редактируют тексты разных стилей и жанров; активно участвуют в подготовке и проведении рекламных мероприятий, организуют предпродажную подготовку, поставку и распространение издательской продукции; используют цифровые активы и базы данных, электронные форматы передачи информации, владеют приемами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации; формируют репертуар издательства, тематический план и издательский портфель; успешно взаимодействуют с рекламодателями и рекламными агентствами, с клиентской базой издательства, оптовыми  и розничными покупателями; активно используют информационные технологии и программное обеспечение, соблюдая технологические требования при разработке издательских проектов, формировании структуры и контента электронных изданий.

Бакалавров «Издательского дела в первые годы готовили высоко профессиональные преподаватели: Радиков Иван Владимирович, д.полит.н., профессор; Бочков Евгений Анатольевич, д.ист.н., профессор; Смолин Анатолий Васильевич, д.ист.н., профессор, Маркова Юлия Викторовна, член Союза писателей РФ, автор учебников по корректуре, по издательскому делу.

Студенты нашего университета проходят практики в различных ведущих издательских структурах города и области: издательство «Лань», редакция журнала «Костер», газета «Санкт-Петербургские Ведомости», газета «Петровский курьер» и в других.

В 2012 году в университете была создана Полиграфическая лаборатория, собрана интересная книжная продукция, создана возможность для студентов проектировать и создавать печатную продукцию. Так, в период практики студенты разрабатывали и создавали газеты для некоторых школ: несколько номеров газеты «Волхонка», газеты «Параллель», отпечатанных в типографии университета. Провели интервью с сотрудниками и студентами университета, собрали материал, спроектировали и издали в университете Книгу памяти, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

Направление редкое, но весьма востребованное. В Санкт-Петербурге и во всем Северо-Западном регионе только два вуза готовят бакалавров заочного обучения этого направления. Наш университет и Высшая школа печати и медиатехнологий (структурное подразделение Санкт Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна).

Технически грамотный и творческий — именно такой специалист нужен книжной индустрии сегодня. Творческий подход, смелость, умение работать в команде и желание ломать стереотипы помогают не просто сдавать тираж, а с помощью каждой книги менять мир вокруг себя.

 

Галерея