Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

Рынок труда требует всесторонне развитого специалиста

30.09.2021
Обучение каким надпрофессиональным навыкам в настоящее время необходимо встраивать в учебный процесс? Своим мнением поделилась участница Международной научно-практической конференции «Навыки вне профессий» - Елена Синцова, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой международных финансов и бухгалтерского учета СПбУТУиЭ.

Елена Синцова: «В последнее время работодатели все больше внимания обращают на различные навыки специалиста. Мало кому нужны простые исполнители. Каждый грамотный управленец ждет от работников нестандартного подхода к решению поставленных задач, креативности и многого другого.
В связи с этим преподавателю приходится перестраивать образовательный процесс так, чтобы в изучении узкопрофильных дисциплин требовалось обращать внимание на междисциплинарные составляющие и так называемые мягкие навыки. Мягкие или надпрофессиональные навыки – это навыки, при помощи которых специалист может быть востребованным и эффективным во многих профессиональных отраслях. Например, системное мышление позволяет не просто быстро вникнуть в суть проблемы, но и сделать процесс ее решения максимально эффективным.

То есть кроме изучения узких специальных навыков и терминов необходимо вовлекать студентов в проектную деятельность. И для успешной работы требуется наладить коммуникацию с участниками проектной группы. Вопрос развития мягких навыков встает особенно остро в период кризиса, когда часть компаний объявляет себя банкротами, а вторая запускает процесс реорганизации и глобальных перемен, чтобы выжить. Перед сотрудниками в таких случаях возникают две проблемы. Первая проблема – психологическая, которая проявляется в виде напряжения и стресса, вызванных отставанием внутренних изменений человека (знания, навыки и личностные качества) от внешних изменений (технологии, тренды, запросы общества и бизнеса). Вслед за первой проблемой возникает вторая – методологическая, суть которой сводится к вопросу, какие навыки необходимо развивать в первую очередь. И это становится одной из задач преподавания профильных дисциплин.

Чтобы понимать, на какие именно надпрофессиональные навыки необходимо делать ставки в ближайшие несколько лет, следует знать, какие тенденции будут актуальны в этот период на рынке труда. Все больше и больше компаний начинают выходить на мировой рынок и обзаводятся клиентами, партнерами и филиалами в других странах. Для сотрудников это означает умение работать в мультиязычной и мультикультурной среде, а также знание международных профессиональных стандартов. И этот процесс глобализации необходимо отразить в учебном процессе.

Основываясь на трендах, можно выделить надпрофессиональные навыки, обучение которым в настоящее время встраивают в учебный процесс:

  • Мультиязычность и мультикультурность, которые включают в себя уверенное владение одним или несколькими иностранными языками, знание национальных и культурных особенностей партнеров из других стран, понимание международного делового этикета.
  • Системное мышление, благодаря которому специалист может быстро разобраться в поставленной перед ним задаче, найти подходящее решение и безболезненно интегрироваться в новую для него профессиональную область.
  • Умение управлять процессами и проектами. Эффективная работа с новыми коллективами, группами и отдельными людьми позволяет сотруднику решать задачи гораздо быстрее, не затрачивая время и нервы споры и конфликты.
  • Ориентированность на клиента, включающая в себя умение грамотно работать с запросами потребителя и учитывать его пожелания без ущерба для бизнеса.
  • Навыки межотраслевой коммуникации, такие как понимание и знание процессов, технологий и обстановки на рынке труда в разных различных профессиональных отраслях.
  • Креативное мышление, когда руководители многих крупных компаний отдают предпочтение кандидатам, способным творчески и нестандартно мыслить, поскольку именно такое мышление позволяет генерировать новые идеи и создавать инновационные продукты.
  • Умение работать в условиях нестабильности, в обстановке постоянной смены задач и условий труда сотруднику необходимо уметь быстро реагировать на происходящие изменения, принимать решения, грамотно распределяя ресурсы и время.
  • Современный тренд разумного потребления и управления производственным процессом, основанный на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого члена организации и максимальную ориентацию на потребителя.
  • Экологическое мышление, включающее в себя рациональное потребление любых природных ресурсов и исключение вреда для планеты.

Все это очень актуально для студентов, потому что рынок труда требует всесторонне развитого специалиста».