Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

  • Главная
  • Новости
  • Очередная экскурсия в Русском музее из цикла «История русского изобразительного искусства. Краткий курс»

Очередная экскурсия в Русском музее из цикла «История русского изобразительного искусства. Краткий курс»

09.04.2021
8 апреля Нина Шершова познакомила студентов и сотрудников СПбУТУиЭ с выставкой «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения».

Экспозиция приурочена к юбилею Александра Бенуа – художника, критика, историка искусств, основателя и идеолога художественного объединения «Мир искусства», представителя прославленной творческой династии, ярчайшего деятеля Серебряного века русской культуры. «Когда говорят о нашей семье, первый, кого вспоминают, – это Александр Николаевич. Его объединение "Мир искусства" появилось как раз в тот период, когда старые формы уже не устраивали ни творцов, ни зрителей», — рассказывает Анастасия Мурзина-Бенуа, двоюродная праправнучка А.Н.Бенуа.

Александр Бенуа происходил из высшего слоя петербургской художественной интеллигенции:  он родился в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора Альберта Кавоса, создателя проекта Мариинского театра. Его детство протекало в кругу обширной семьи, преобразовавшейся в те годы в художественную династию:  это и академики архитектуры  Н.Л. и Л.Н. Бенуа, и  живописцы Алберт Бенуа и Зинаида Серебрякова, и скульпторы Е.А. Лансере и А.Л. Обер.  Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества, продолжил обучение в частной гимназии К. И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым, а позднее со Львом Розенбергом, принявшим впоследствии псевдоним Бакст. Вскоре Сомов и Бакст поступили в Академию художеств. А осенью 1887 года стал «вольноприходящим»  вечерних классов Академии и гимназист-семиклассник Бенуа, но уже через 4 месяца он бросил Академию - она оказалась казенной и скучной. А затем, окончив гимназию, вместе с Философовым и Нувелем, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Присоединился к ним и двоюродный брат Философова Сергей Дягилев. 

Нина Викторовна познакомила нас с живописными и графическими произведениями 1890-х – 1930-х из коллекции Русского музея - это и исторические и жанровые композиции, и пейзажи, и книжные иллюстрации, и театральные эскизы. Многие из них почти неизвестны широким кругам зрителей, поскольку из-за хрупкости материала (бумаги) и опасности выцветания водяных красок они редко экспонируются. 

Первый зал выставки-посвящения знакомит с живописными произведениями А.Н.Бенуа. В них отражена вся многогранность увлечений и интересов мастера.

Мир театра, и особенно старинного театра, в котором действительность и вымысел постоянно меняются местами, волновал Александра Бенуа с детства. Картины «Арлекинада» и «Итальянская комедия» (обе – 1906) воскрешают наивную и балаганную атмосферу итальянской комедии масок с ее свободной импровизацией и веселой зрелищностью.

Излюбленная тема Бенуа – эпоха Короля-Солнца – предстает на картине «Маскарад при Людовике XIV» (1898). На холсте «Бретонские танцы» (1906) он передал характерную только для этого, не похожего на остальную Францию, края атмосферу праздника: архаичного, строго следующего традициям, хранящего память о «других» временах.

Влияние идей неоклассицизма ощущается в эскизах монументальных росписей возведенного в Москве Казанского вокзала. Среди них яркое по колориту панно «Азия» (1914-17), созданное автором для зала ресторана. Увы, замысел не был реализован.

Следующие залы посвящены образу Версаля в творчестве Александра Бенуа.

Одну из групп пейзажей тех лет составили изображения Версаля. «Героями» версальских этюдов, представленных на выставке, являются сам величественный парк, фонтаны и бассейны и «населяющие» их скульптуры. «Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть...».В версальских пейзажах Бенуа слились историческая реконструкция XVII века и современные впечатления художника, его восприятие французского классицизма, французской гравюры. Отсюда четкая композиция, ясная пространственность, величие и холодная строгость ритмов, противопоставление грандиозности памятников искусства и малости человеческих фигурок, являющихся среди них только стаффажем. (1-ая версальская серия 1896 - 1989 годов под названием «Последние прогулки короля Людовика XIV». Мы посмотрели акварели   «Прогулка короля» (1897 г.), «Людовик XIV. Кормление рыб», «Версаль. У Курция» В это время Бенуа очень волновала передача атмосферы ушедшей жизни. Художник принципиально не выбирал для своих композиций значительные события из жизни Короля-Солнца: для него был важнее дух времени, аромат эпохи.

Во второй версальской серии (1905 - 1906) ирония,  которая свойственна и для первых листов, окрашена почти трагедийными нотами Бенуа («Зеркальце» в Трианоне. Серия этюдов написанная в Версале, 1905 г., «Прогулка короля», 1906г.). В этих акварелях Бенуа даже не всегда акцентировал фигуру главного героя. При этом огромную роль в этих работах играет пейзаж, задающий настроение всей композиции. Бенуа любил эту сотворенную волей человека природу в солнечные часы, но чаще изображал в серые дни лета, в сумраке осени и зимы. Например, «Бассейн Флоры». Серия этюдов, написанных в Версале, 1905-1906 гг.
Мышление Бенуа - мышление театрального художника по преимуществу, который прекрасно знал и чувствовал театр.

Темой следующего зала является Бенуа и театр. Именно Бенуа сделал декорацию произведением искусства и стал вдохновителем знаменитых «Русских сезонов». Именно Бенуа сделал декорацию произведением искусства и стал вдохновителем знаменитых «Русских сезонов». 

В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Спектакль и серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы.  Иностранцы потрясены синтезом музыки, танца, света и живописи. Декорации впервые становятся самостоятельным произведением искусства. Даже эскизы к костюмам «Павильона Армиды» готовы скупать как большие картины.

С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место. Александр Николаевич возглавлял художественную часть «сезонов».  Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительные образцы синтеза музыки, хореографии, цвета. Оформленные им балеты, среди которых «Петрушка» Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре («Мнимый больной», 1912-1913).

После революции Бенуа сыграл огромную роль в создании спектаклей «большого стиля» в академических театрах Петрограда. В бывшем Мариинском театре он оформил и поставил свои прославленные, уже широко известные за рубежом балеты «Павильон Армиды» (1919) и «Петрушка» (1920). Последний из вариантов этого спектакля, наряду с оперой «Пиковая дама» (1920-21), сам Бенуа считал лучшей своей постановкой. Увы, к середине 1920-х мастера все чаще стали критиковать за «стилизаторство» и «буржуазный эстетизм», и он лишился работы в театре.

Продолжает экспозицию зал, посвященный Бенуа-иллюстратору. Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» (1904) и «Пиковая дама» (1905).

Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» (1903) – шедевр отечественной книжной графики. Над «Медным всадником» Бенуа работал и в последующие годы. В серии иллюстраций к великой поэме главным героем становится архитектурный пейзаж Петербурга, то торжественно-патетический, то мирный, то зловещий, на фоне которого еще ничтожнее становится фигура Евгения. Так Бенуа выражает трагический конфликт между судьбами российской государственности и личной судьбой маленького человека:

И во всю ночь безумец бедный, 
Куда стопы не обращал, 
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал

В 1907-08-м Бенуа вновь сотрудничал с Кутеповым: для его книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век» он создал гуаши историко-бытового жанра, запечатлевшие Павла I, Александра I, великого князя Николая Павловича с супругой Александрой Федоровной. Эти произведения положили начало серии композиций Бенуа на темы русской истории, решенных в том же ключе. Первой среди них была известнейшая картина «Парад при Павле I» (1907) – иллюстрация к «Русской истории в картинках». Из других подобных работ выделяется выразительная гуашь «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910).

В равной степени детям и взрослым предпослана остроумно сочиненная «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1904), предполагающая внимательное «прочтение» детали за деталью («Театр», «Яблоня», . «Азбука»/ Буква «К»).

Последний зал экспозиции знакомит нас с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Разнообразны по мотивам и духовной наполненности созданные Бенуа пейзажи Бретани – ее суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. 

В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» – обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Александр Николаевич открыл для себя Париж старинных парков и кварталов («Улица в Париже», 1924). В 1930-е он создал целый ряд пейзажей Франции и Италии («Кассис. Улица», 1931).

Бенуа постоянно рисовал портреты своих близких и коллег из творческой среды. На экспозиции можно увидеть изображения членов его семьи, созданные в разные годы. Мастер с огромной любовью и вниманием запечатлевал даже незначительные бытовые сцены («Атя и Леля рисуют (А.А. Бенуа и Е.А. Бенуа)», 1902; «А.К. Бенуа и С.Р. Эрнст чистят грибы», 1917). На портретах 1900-10-х перед нами предстают знаковые фигуры Серебряного века: А.П. Остроумова-Лебедева, А.М. Ремизов, Н.Н. Врангель, В.Н. Аргутинский-Долгоруков. В первые послереволюционные годы Бенуа делал много портретов карандашом, запечатлев представителей интеллектуальной элиты того времени («Г.С. Верейский», «В.Ф. Левинсон-Лессинг», оба – 1921).

В одном из экспозиционных залов можно посмотреть фильм «Александр Бенуа. Служитель Аполлона», посвященный мастеру. К выставке выпущен подробный каталог.

 

Ознакомиться с каталогом выставки:

На  канале Youtube, в социальных сетях  и на медиапортале Русского музея Вы можете прослушать лекцию о жизни и творчестве Адександра Николаевича Бенуа, которую провела Елена Валерьевна Станкевич, заведующий методическим отделом Русского музея, искусствовед, автор многих  аудиогидов, научно-образовательных и методических программ музея.

Использованы материалы сайта Государственного Русского музея,  сайта Виртуального Русского музея и группы ВК  АртВестник Культурный портал Санкт-Петербурга

 

Галерея