Третья экскурсия цикла «Школа Ренессанса»

19.02.2020
18 февраля для студентов и сотрудников СПбУТУиЭ состоялась экскурсия в Государственном Эрмитаже, посвященная искусству Италии.

Научный сотрудник Государственного Эрмитажа, основатель лектория «Живопись+», Марина Власова познакомила нас с произведениями художников Проторенессанса и Раннего Возрождения. Мы узнали, как формировалась коллекция итальянской живописи в Эрмитаже, остановились на шедеврах этого собрания.

Первый зал Невской анфилады Старого (Большого) Эрмитажа открывает экспозицию искусства Италии XIII – XVI веков. Марина Власова обратила наше внимание на две ранние работы: это  - «Крест» Уголино ди Тедиче из Пизы (раб. в 1260-х – 1270-х), и «Мадонна» из сцены «Благовещение» знаменитого сиенца Симоне Мартини (ок. 1284 – 1344). Трудно не поддаться очарованию нежного женского образа или остаться равнодушным к тонкому изяществу линий этой небольшой картины.

В следующем зале мы увидели фреску «Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквински» фра Анджелико, одного из лучших флорентийских художников первой половины XV столетия. Эта фреска вывезена из монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, где фра Анджелико, монах-доминиканец, занимал должность приора. После упразднения монастыря в XIX в. фреска была выпилена из стены и продана флорентийским живописцам А. Маццонти и К. Конти, у которых она была приобретена для Эрмитажа. Слева от Марии - св. Доминик, основатель ордена доминиканцев. Лилия в его руке символизирует чистоту. Справа - великий теолог св. Фома Аквинский. На страницах книги, которую он держит, тексты псалмов. В отличие от святых, наделенных индивидуальными чертами облика и характера, Мадонна идеально прекрасна. Именно ее образ сообщает настроению произведения лирическую возвышенность.

Затем мы узнали, что такое майолика на примере рельефа со сценой «Рождество Христа», выполненного в мастерской делла Роббиа. Св. Иосиф, усталый пожилой человек, сидит пригорюнившись под деревом. Одет он так, как одевались современники художника. В яслях, из которых вол и осел щиплют сено, лежит новорожденный младенец. Показана крыша хлева, старая, прохудившаяся, крытая соломой. Младенцу поклоняется мадонна. Пастухи - грубоватые, босоногие, с посохом и торбой. Ангел сообщает им о рождении Христа, и один из них, закинув голову, подносит руку к глазам, как бы защищаясь от света. От внимания Луки делла Роббиа не ускользает ни одна деталь, вплоть до растений, щедро усеявших землю. «Рождество Христа» происходит из мастерской делла Роббиа, но это не самостоятельное произведение, а  повторение в майолике мраморного рельефа «Мадонна с младенцем» Антонио Росселино (1427-1479) - одного из крупных скульпторов кватроченто. «Антонио был настолько нежным и утонченным в своих работах, совершенство которых в свою очередь отличалось такой остротой и такой чистотой, что манера его справедливо может считаться истинной и называться современной». Эти слова Вазари в полной мере могут быть отнесены и к мраморному рельефу Антонио Росселино, хранящемуся в Эрмитаже. Скульптор решает общие для разных видов искусства той поры проблемы, стремясь добиться ощущения глубины, что было тем более сложно, что Антонио работал в плоском рельефе. Но мастер достигает пространственности умелым использованием планов и игры светотени. Чуть в более высоком рельефе решен первый план: кресло, на котором сидит Мария, ее колени, покрытые тонкой тканью. Затем, переходя к более низкому рельефу, скульптор едва трогает резцом мрамор там, где из облаков выглядывают херувимы. Большой привлекательностью отмечен образ самой мадонны: женственная и скромная, она осторожно поддерживает кудрявого младенца. Произведения Антонио за их виртуозность ценил сам Микеланджело.

С творчеством  фра Филиппо Липпи  мы познакомились на примере картины «Видение блаженного Августина» (около 1460 г.), которая первоначально входила в пределлу - нижнюю часть алтаря. В основе ее сюжета лежит эпизод из жизнеописания святого Августина, епископа города Гиппона и одного из отцов Церкви. Однажды, когда Августин, размышляя о догмате Божественной Троицы, шел по берегу моря, он увидел ангела в облике младенца, который вычерпывал ложкой морскую воду и переливал ее в ямку. На вопрос Августина о смысле этого занятия ребенок ответил, что попытка постичь тайну триединства Бога силами человеческого разума так же тщетна, как и стремление вычерпать море ложкой. Сказав это, ангел исчез. Возможно, что фра Филиппо первым обратился к этому редкому сюжету. Мистическое событие он представил как конкретную сцену, происходящую среди холмов его родной Тосканы. Море заменено ручьем. Слева в глубине видна излучина реки и башни небольшого города. В правом верхнем углу изображен трехликий солнечный диск - один из символов Троицы. Высокий горизонт и маленькие по сравнению с фигурами холмы и деревья - свидетельство освоения живописцем приемов линейной перспективы.

Творчество сына фра Филиппо Липпи, ученика Сандро Боттичелли,  Филиппино Липпи представлено в Эрмитаже двумя картинами:  «Поклонение младенцу Христу» (около 1480 г.) и «Благовещение» (середина 1490-х гг.). «Поклонение Младенцу» - видоизмененная сцена Рождества Христова, характерная для искусства Италии. Действие происходит на усыпанной цветами лужайке, окруженной балюстрадой и символизирующей рай. За ней расстилается поэтичный пейзаж, мягкие тона которого создают впечатление атмосферы, пронизанной золотистым светом. Картина Филиппино - одна из первых в итальянском искусстве, где пейзаж созвучен настроению и облику героев. С 1859 г. тондо находилось в собрании графа П.С. Строганова, сделавшего атрибуцию произведения и завещавшего его Эрмитажу.

Евангельское событие явления деве Марии архангела Гавриила художники XV столетия часто представляли в современной им обстановке. Филиппино изобразил спальню зажиточной горожанки: массивная кровать с балдахином, кресло, стол с пюпитром. Несколько фолиантов и подсвечник со сгоревшей до основания свечой составляют прекрасный натюрморт. Замечателен контраст обыденности обстановки и чуда появления посланца иного мира. Крылья ангела переливаются в потоке света, одежда клубится фантастическими складками, а в золотом луче над ним к Марии слетает голубь.

На картине «Святой Иероним» Сандро Боттичелли святой предстает коленопреклоненным перед распятием с камнем в руке, которым он истязал себя; его тело лишь прикрыто сиренево-розовым плащом. На пне лежат книга и череп, символ бренности, а около входа в пещеру висит красная шляпа – знак его кардинальского достоинства. «Святой Иероним» создан Боттичелли в поздний период творчества, когда меняется его мировоззрение и, соответственно, – манера живописи. Из придворного художника правителей города – семьи Медичи – он становится соучастником политических и религиозных конфликтов во Флоренции, связанных с правлением монаха-аскета Джироламо Савонаролы, призывавшего к нравственному очищению общества.

Картина  Франческо Франча (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини) «Мадонна с Младенцем, св. Лаврентием, св. Иеронимом и двумя музицирующими ангелами» написана в конце периода Раннего Возрождения для церкви Сан Лоренцо делле Гроте в Болонье. Ее автор, болонский художник Франческо Франча, свободно владел всеми приемами нового изобразительного языка. В его работах уже полностью господствует принцип жизнеподобия. В фигурах не осталось и следа от той несколько архаичной монолитности и скованности, которая присутствует, например, во фреске Фра Анджелико. Мягко струятся складки одежд персонажей, под которыми угадываются естественные пропорции человеческих тел. В композиции картины чудесно сочетаются строгая симметрия и естественность. Останавливая наш взгляд на Марии с Младенцем и святых, художник, вместе с тем, не препятствует его движению внутрь картины. Там написан типичный для северной Италии пейзаж, изображённый со знанием перспективы и создающий магическую иллюзию глубины. Франча уравнивает в значении горизонтальную, земную, и вертикальную, небесную, оси пространства, утверждая важность человека в системе мироздания. И как уместны здесь два ангела-музыканта у подножия трона Мадонны, ведь музыка издревле считалась выражением божественной гармонии мира.

Последняя картина, которую представила нам Марина Власова, была «Мадонна Литта»  Леонардо да Винчи. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.В проемах окон можно увидеть горный пейзаж, напоминающий о гармонии и грандиозности мироздания. Картина относится к произведениям искусства, утверждающим стиль Высокого Возрождения.

Использованы материалы сайта

Галерея