Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

Вторая экскурсия цикла «Школа Ренессанса»

20.12.2019
17 декабря основатель лектория «Живопись+» Марина Власова провела экскурсию в Государственном Эрмитаже для студентов и сотрудников СПбУТУиЭ.

В ходе экскурсии мы познакомились с парадными залами Зимнего Дворца: Фельдмаршальским, Петровским, Гербовым и Большим тронным. Узнали о технике позолоты и о работе с полудрагоценными камнями, из которых выполнены вазы, украшающие парадные залы.

Затем перешли в Малый Эрмитаж, где полюбовались  шедеврами  коллекции искусства Средних веков. В Павильонном зале увидели часы «Павлин», изготовленные  английским мастером Дж.Коксом; узнали об особенностях техники римской мозаики на примере   уменьшенной копии пола из терм древнеримского города Окрикулума, выполненной русскими мастерами; порадовались ожившим  фонтанам слез; полюбовались предновогодним висячим садом.

В Старом Эрмитаже в зале Леонардо да Винчи на временной выставке мы увидели раннюю картину  Сандро Боттичелли «Мадонна в лоджии», привезенную из галереи Уфицци (г. Флоренция). В эрмитажной коллекции хранятся только две работы позднего периода Сандро Боттичелли (1445–1510) – «Святой Иероним» и «Святой Доминик».

Хрупкая Мадонна мечтательна и задумчива, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, она нежно прижимает к себе младенца, обнимающего ее за шею. Именно в картине из Уффици можно отметить те черты, которые присущи наиболее знаменитым работам художника: лирика, прекрасное чувство ритма, выразительность тонкой, гибкой линии. Гармония ритма, ощутимая здесь в чередовании арок, – еще одна особенность искусства мастера. Гибкие контуры выразительно очерчивают фигуры персонажей, преобладая над объемом форм. У Боттичелли, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая место рисунку. Художник использует локальные цвета в традиционном сочетании синего и красного в одежде Марии.

Боттичелли следует византийскому иконографическому типу, известному как «Умиление». Мы сравнили картину «Мадонна в лоджии» с представленной рядом греческой иконой второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем Элеуса». Таким образом, выставка рассказала нам о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления, maniera greca и maniera latina.

Затем мы перешли в Эрмитажный театр, в котором в преддверии Нового года проходил детский праздник. В фойе полюбовались нарядными серебристыми елочками, украшенными игрушками. Нам даже удалось сделать фотографии на память.

В Новом Эрмитаже мы познакомились с техникой русской мозаики на примере ваз из малахита. Перешли в Рыцарский зал, затем спустились по главной лестнице Нового Эрмитажа, рассмотрели главный портик  с атлантами. Увидели Колыванскую вазу, самую большую вазу из цельного куска яшмы.

В зале Древнего Рима  студентов поразила величественная скульптура покровителя Римского государства Юпитера, восседающего на троне, и мраморная статуя Венеры Таврической.

В Римском дворике мы побывали на новой выставке «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра», организованной Государственным Эрмитажем и Государственными музеями Берлина. Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи «Виктории Кальватоне», выполненной из золоченой бронзы. Все произведения, представленные на экспозиции – а их более шестидесяти – связаны с различными интерпретациями образа женского божества, стоящего на шаре, и иллюстрируют его историю с Античности до середины XIX века – времени обнаружения римской статуи «Виктории Кальватоне».

Статуя, разбитая на три части, была найдена в 1836 году в Северной Италии, в Ломбардии, в селении Кальватоне. Вскоре после обнаружения фрагменты произведения были собраны воедино, и перед зрителями предстала женская фигура, стоящая на шаре. Руководствуясь надписью на сфере, говорящей о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, скульптура была датирована II в. н.э. и интерпретирована как богиня Победы. По месту находки она получила название «Виктория Кальватоне».

В начале 1840-х годов статуя Виктории была продана в Германию, и вскоре заняла почётное место среди шедевров коллекции антиков Королевского Прусского музея (ныне – Античное собрание Государственных музеев Берлина). Немецкие реставраторы восполнили недостающие, по их мнению, детали памятника: были отлиты левая рука с пальмовой ветвью, левая нога и крылья. При восполнении деталей специалисты не приняли во внимание такой атрибут, как звериная шкура – нехарактерный для богини Победы. Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа, возможно, богиню охоты Диану.

Знакомство  с шедеврами  Эрмитажа  мы  продолжим  на  следующей  экскурсии,  которая  состоится  
18 февраля 2020 г.

Галерея