Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

«Школа ренессанса» в СПбУТУиЭ: «спящая красавица» Сиена

24.10.2019
22 октября в университетском музее состоялась лекция Марины Власовой «Сиена открывает тебе свое сердце. Мастера сиенской школы живописи» из цикла «Школа Ренессанса».

Вторая лекция искусствоведа, научного сотрудника Государственного Эрмитажа, основателя лектория «Живопись+» Марины Власовой была посвящена своеобразию сиенской школы живописи. На предыдущей лекции рассказывалось о творчестве Джотто и флорентийской живописной школе. Флоренция и Сиена находятся в одной области Италии – Тоскане. Но творчество мастеров из этих городов значительно разнится. Недаром говорят: «Флоренция – родина ученых, Сиена – родина поэтов!».

Сиена – хранительница старых традиций и самый готический город Италии, с трудом принимавший новшества в живописи, которые шли из Флоренции. Сиена ориентировалась на французское искусство, это видно по архитектуре, но еще больше – живописи. Именно на севере Франции в 12 веке зародилась готика.

Если сравнить собор в Реймсе, и кафедральный собор в Сиене (Duomo di Siena), посвященный Деве Марии, становится понятно, что итальянская готика имеет свои особенности. Сиенский собор – один из самых ранних памятников европейской готики, на его примере можно проследить органичный переход элементов романского стиля в готический.

Самым главным образом собора является Мадонна Маэста (Madonna Maesta, 1311 г.) – Богородица в славе. В исполнении знаменитого Дуччо Буонисенья, который считался гордостью сиенской школы живописи, это произведение стало высшим достижением готического искусства.

На лекции также поговорили о творчестве Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и других художников. Они видели мир по-своему, иначе, чем флорентийцы, и это отразилось в их произведениях.

Симоне Мартини был последователем, а возможно, и учеником Дуччо. К 1315 году относится его известная фреска «Маэста», во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико. Познакомились на лекции и с одной из лучших работ художника – «Благовещение». Эта картина представляет собой диптих-складень. Бесплотная фигура мадонны, задрапированная в темно-синий плащ, выделяющий ее изящный силуэт на золотом фоне, представлена в эффектном эмоциональном и цветовом контрасте с фигурой стоящего перед ней на коленях светлого ангела с большими узорными крыльями.

Левая створка хранится в Национальной галерее Вашингтона, правая створка, на которой и изображена мадонна, находилась в собрании графа Г. С. Строганова в Риме, и в 1911 году согласно завещанию владельца была передана в Эрмитаж.

Слушатели «Школы ренессанса» смогут полюбоваться знаменитым творением во время следующего занятия, которое состоится в залах Эрмитажа.

Галерея