Институт гуманитарных и социальных наук СПбУТУиЭ провел сессию компьютерных деловых игр
10.04.2019Университет ведет активную работу по внедрению и использованию инновационных форм обучения студентов. Одной из таких форм является тренинг на базе деловой игры «Бизнес-курс», который приобрел огромную популярность среди вузов РФ.
Это объясняется высоким уровнем компьютерных деловых игр «Бизнес-курс: Максимум» и «Бизнес-курс: Корпорация плюс» по управлению фирмой, отвечающих не только мировым стандартам, но и, в отличие от западных аналогов, учитывающих российское законодательство. Они позволяют на практике в режиме реального времени познакомиться с различными аспектами функционирования компании в конкурентной среде, а также использовать различные интерактивные методы обучения, такие как «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, дискуссии.
4 и 5 апреля 2019 г. Институтом гуманитарных и социальных наук была проведена сессия компьютерных деловых игр в формате интерактивной бизнес-мастерской под руководством сертифицированного игротехника, директора института Валерия Сланова.
Деловые игры проводились в форме очного индивидуального соревнования на базе компьютерной деловой игры «Бизнес-курс: Максимум» в компьютерных классах университета.
Сессия компьютерных деловых игр подразумевает групповую работу. Идея прорабатывается командой, состоящей из 2-4 человек, для чего учебная группа делится на 5- 10 команд по числу проектов (соответственно в «Бизнес-курс: Максимум» создается 5-10 игровых команд). Перед участниками стояла задача максимизировать рыночную стоимость своей компании, управляя ее деятельностью в условиях острой конкурентной борьбы. В течение двух напряженных игровых дней студенты Института гуманитарных и социальных наук 1, 2 и 3 курсов соревновались и демонстрировали свои навыки управления деятельностью компании, ее финансовыми потоками.
В рамках сессии слушателям предоставлялась возможность получить системное представление о взаимосвязи основных стратегических и оперативных управленческих решений в области основных функций фирмы: производственной, маркетинговой, инвестиционной, финансовой. Обсуждение теоретических вопросов управления фирмой – выбор организационно-правовой формы предприятия, формирование уставного капитала, организация производства на предприятии, организация и регулирование сбыта, выбор маркетинговой, ценовой политики, направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, согласование дивидендной и эмиссионной политики – подкреплялась их практической демонстрацией в процессе деловой игры.
Основная идея данного подхода заключается в том, что знания не передаются в готовом виде, а приобретаются в процессе игрового моделирования на базе организуемого и направляемого преподавателем «Бизнес-курс: Максимум», имитирующего процесс разработки и обоснования предпринимательского проекта. При этом у преподавателя достаточно широкий выбор организации всевозможных сценариев развития проектов. Студенты при таком подходе осваивают приемы и последовательность вхождения в самостоятельную работу с собственным видением профессиональных проблем и личным представлением о наиболее адекватных методах их решения. Кроме того, игровой динамизм данной деловой симуляции постоянно подстегивается тем, что происходит непрерывное конкурирование друг с другом команд, участвующих в игровом моделировании в рамках сетевого взаимодействия, которое блестяще налажено в «Бизнес-курс: Максимум».
Выполнение различных аналитических работ по итогам игрового моделирования на семинарах в компьютерном классе и с учетом пройденного лекционного материала на консультациях позволяет участникам проверить свои профессиональные умения, научиться самостоятельно критически творчески мыслить, быть коммуникабельными, контактными, уметь работать в команде.
Применение игровой модели обучения на базе компьютерных деловых игр серии «Бизнес-курс» формирует профессиональные компетенции в таких областях деятельности, как конкурентная политика на товарных рынках, маркетинговая и ценовая политика, управление рисками; проектный анализ; предприятие в инновационной среде; управление изменениями (Change Management); рациональное использование ресурсов (Sustainability); финансы и контроллинг; сбыт и реализация; развитие бизнес-модели; предпринимательство, организация и развитие бизнеса (Business Development).
Отзывы студентов:
Денис Власенко, 3 курс, направление обучения «Реклама и связи с общественностью»:
«Когда меня пригласили поучаствовать в бизнес-игре, я сразу почувствовал азарт и интерес к данному мероприятию, так как к бизнесу я имею непосредственное отношение. Игра началась с того, что нам показали какие-то непонятные графики, таблицы, что сначала нас немного напугало. Но после часа игры мы полностью в неё втянулись и не могли оторваться, чувство конкуренции и желание выделиться среди своих одногруппников взяло своё, мы просидели 5 с половиной часов и даже этого не заметили. Нам делали небольшой перерыв, но мы хотели, чтобы игра побыстрее началась, нас охватило чувство азарта – вот что с нами произошло.
В итоге в последний момент мне удалось обыграть своих соперников, и я смог вкусить этот сладкий вкус победы.
Всем рекомендую, так как это игра не только про экономику, но и бизнес, где каждый твой шаг может привести тебя и твою компанию к краху».
Никита Имбировский, 3 курс, направление обучения «Реклама и связи с общественностью»:
«Участие в бизнес-игре «Максимум» – это лучшее решение для тех студентов, которые планируют в будущем организовать свой бизнес. Меня привлекло в этой игре то, что она максимально приближена к реальности, и в ней нужно продумать все до мелочей. Любое твоё решение может перевернуть ход игры. Здесь, ты соревнуешься за звание самого лучшего предприятия среди своих конкурентов. Только эта игра покажет, кто является самым сильным генеральным директором среди всех остальных».
Новикова Екатерина:
«Компьютерная деловая игра «Максимум» поначалу кажется довольно сложной из-за обилия цифр и обязанностей во время игры. Но даже не имея опыта в ведении бизнеса и с маленькими познаниями в экономике можно спокойно разобраться в управлении и начать наслаждаться игрой. Видя, как каждое твоё решение имеет последствия, ты полностью погружаешься в игру, благо наличие конкуренции затягивает с ещё большей силой. Чувство ответственности за свои поступки доходит до предела, и в стрессовой ситуации мозг начинает лучше анализировать все факторы, влияющие на успех в следующем месяце. Признаться честно – непередаваемые ощущения. Смотреть на показатели конкурентов и извлекать из этого максимум информации, предполагать какую именно стратегию они выбрали, находить в ней слабые стороны и двигаться дальше. За 5 часов игры я успела так проникнуться всем тем миром, который построили мы с одногруппниками, что даже после её окончания я думаю о возможных стратегиях и будущем развитии компании. Интересный опыт, помогающий понять работу производства изнутри, с нетерпением жду следующий игры».
Никита Савченко, 2 курс, направление обучения «Маркетинг»:
«Впечатления самые положительные! Я считаю, что такие игры должны практиковаться чаще! Если честно, мне не хватает такого рода практик, и я был бы рад, если бы мы проводили такую игру уже с 1 курса! Игра даёт море энергии и тонкое представление того, как это может быть в жизни.
Спасибо Валерию Павловичу, что предоставил нам такую возможность и на протяжении всей игры давал ТОЛЬКО дельные советы!».
Яна Хансалу, 1 курс, направление обучения «Маркетинг»:
«Игра была очень интересной. Было классно, что Валерий Павлович очень подробно и доступно разъяснил нам вначале все термины и функции. Мероприятие захватывающее, обязательно приду ещё».
Данила Романов, 1 курс, направление обучения «Маркетинг»:
«Великолепная игра, побольше бы таких мероприятий, где нужно работать в команде!».
Екатерина Чункина, 1 курс, направление обучения «Маркетинг»:
«Хорошая игра, приближённая к реальности. Было интересно играть, Валерий Павлович подробно объяснял всё, спасибо!».
Артем Дьяконов, 1 курс, направление обучения «Маркетинг»:
«Отличная и полезная игра, с радостью поиграю еще!».