• Главная
  • Новости
  • НАУЧНЫЙ ПОЛК: ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

НАУЧНЫЙ ПОЛК: ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

09.05.2022
В годы войны в правоохранительных органах постоянно наблюдался некомплект. Так, за военный период неукомплектованность кадров в территориальных органах милиции возросла в 2,6 раза, увеличившись с 4,6% по состоянию на 1 января 1941 г. до 12,2% к ноябрю 1945 г.

Возникшие проблемы, связанные с постоянным некомплектом работников правоохранительных органов на фронт, вызвали необходимость подготовки кадров, т.к.  по всей стране впервые принятые на работу в основном не имели опыта работы и юридического образования, следовательно, были неспособны полноценно выполнять возложенные на них служебные обязанности. Отсутствие знаний в области юриспруденции приводило к существенным проблемам при квалификации преступлении и составлении процессуальных документов.

В исследуемый период повышение общеобразовательного и юридического уровня работников правоохранительных органов осуществлялось в следующих формах: обучения в юридических школах и институтах по очной и заочной формам обучения; обучения на трех- или шестимесячных юридических курсах; участия в регулярных краткосрочных курсах и курсах-семинарах; участия в плановых методических конференциях (сборах); прохождения стажировки работников в правоохранительных органах.

Наиболее целесообразными формами в подготовке работников правоохранительных органов стало заочное обучение в юридических школах и институтах, а также краткосрочные юридические курсы. Так, только в Алтайском крае в 1942 г. в заочных юридических школах проходили обучение 57 прокурорско-следственных работника. Только в 1944 г. процессом обучения было охвачено 2301 сотрудник УНКГБ по Новосибирской области.

Руководством правоохранительных органов существенному вниманию уделяло обучению впервые принятых на службу и действующих сотрудников. Так, 26 июня 1941 года, НКВД СССР был издал Приказ «О перестройке работы учебных заведений НКВД СССР на период военного времени», установивший мероприятия по преобразованию деятельности школ милиции и задачи по ускоренной подготовке офицерского состава.

Великая Отечественная война вызывала необходимость ускорить принятия и реализации мер по укреплению кадров, для чего в специализированных учебных заведениях были сокращены сроки обучения с 2 лет до 9 месяцев. Для всех обучающихся вводился 12-часовой рабочий день. Кроме того, был разработан учебный план, специальная программа в соответствии с новыми задачами и сроками обучения.

Во всех правоохранительных органах на протяжении всего периода войны регулярно организовывались краткосрочные курсы и курсы-семинары для сотрудников разных категорий командный состав, следователи, оперативные сотрудники, сотрудники паспортных и военно-учетных столов, участковые уполномоченные, обслуживающий персонал (секретари-машинистки, делопроизводители). Так в целях создания резерва для пополнения на случай откомандирования работников УНКВД по Алтайскому краю в освобожденные от немецких войск районы для 13  неоперативных работников и оперсостава, не имеющего чекистской подготовки без отрыва от работы, с июля 1942 г. по 1 января 1943 г. при отделе кадров были организованы курсы-семинары.

На краткосрочные юридические курсы принимались следующие сотрудники правоохранительных органов: не являющиеся военнообязанными; имеющие образование не ниже 7 классов средней школы; являющиеся членами или кандидатами в члены ВКП(б), члены ВЛКСМ; имеющие опыт государственной, партийной, комсомольской и хозяйственной работы; в возрасте не моложе 25 лет; для НКВД и НКГБ обладавшие физической и боевой подготовкой.

Преимущество при приеме на трех- или шестимесячные юридические курсы имели инвалиды Великой Отечественной войны.

 Перед руководством и профессорско-преподавательским составом юридических курсов стояла очень сложная задача – в короткий срок обучить юридическим дисциплинам, привить практические навыки необходимые для работы в правоохранительных органах.

В начале войны процесс подготовки работников правоохранительных органов столкнулся с рядом проблем. Во-первых, учебные планы, которые были подготовлены на 1941–1942 учебный год, оказались совершенно невыполнимыми по причине большого количества часов, выделяемых на учебные дисциплины, в свою очередь условия войны потребовали сокращения сроков обучения в юридических учебных заведениях. Например, чекистская учеба продолжалась около 100 часов. Во-вторых, в связи с мобилизацией сократилось количество профессорско-преподавательского состава и абитуриентов.

В годы войны трудности возникли и у слушателей во время учебы. Связано это было с возросшей нагрузкой на последних, экономическими проблемами, а также отсутствием учебной юридической литературы. Кроме законодательства (уголовного, гражданского, уголовно-процессуального) кодексов другой литературы практически не было.

Эти обстоятельства нашли отражение в учебных планах, т. к. в них стало больше отводиться учебных часов на изучение таких дисциплин как: советское государство и право, уголовное право, уголовный процесс, криминалистика. Существенное количество часов отводилось для изучения русского языка.

В годы войны возникшие проблемы руководством правоохранительных органов решались по-разному, например, немаловажная роль в решении многих проблем, возникших при организации учебного процесса, принадлежала «методическому совету прокуратуры» созданного 24 февраля 1944 г. прокурором СССР.

Председателем методического совета являлся прокурор СССР. Заседания совета должны были проводить не реже одного раза в месяц. Для участия в заседаниях методического совета привлекались практические работники прокуратуры и суда для выполнения отдельных поручений.

Методический совет прокуратуры выполнял следующие функции: разрабатывал различного рода методические вопросы, направляемые в структурные подразделения прокуратуры, организующие повышение квалификации прокурорско-следственных работников; рассматривал методические пособия, подготовленные к изданию; разрабатывал и обсуждал вопросы, возникающие в практической деятельности органов прокуратуры; осуществлял изучение и обобщение отдельных категорий дел, представляющих особый интерес с точки зрения их квалификации; проводил научное обобщение практики прокурорско-следственной работы; занимался постановкой отдельных научных проблем перед научно-исследовательскими институтами. 

В годы Великой Отечественной войны большинство работников правоохранительных органов осознавали важность получения юридического образования и успешно сочетали работу с заочной учебой, добиваясь в ней высоких результатов.  В месте с тем имелись случаи, когда работники правоохранительных органов, обучающиеся заочно, не справлялись с учебным процессом. Так, в Алтайском крае в 1942 г. из 31 прокурорско-следственного работника, обучающегося на 2-м курсе в юридической школе, на 3-й курс было переведено всего 9 чел. Остальные либо не сдавали зачеты и контрольные работы, либо не выполняли учебной нагрузки, сдав по одному, двум зачетам и не выполнили не одной контрольной работы.

Все обучаемые не сдавшие своевременно зачеты и контрольные работы, привлекались к дисциплинарной ответственности и освобождались от занимаемой должности.

Осознавая значимость повышения квалификации работников правоохранительных органов с первых дней войны стал уделять большое значение контролю за организацией обучения и успеваемостью сотрудников правоохранительных органов.

В своих приказах руководство правоохранительных органов требовало от сотрудников, осуществляющих контроль за организацией обучения. О важности работы по подготовке и обучению кадров милиции свидетельствует тот факт, что приказом начальника УНКВД АК от 16 февраля 1945 года №184 за срыв начала занятий-семинара с участковыми уполномоченными горотдела НКВД г. Барнаула начальник отдела кадров УНКВД по Алтайскому краю был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, требовалось систематически проверять выполнение индивидуальных учебных планов слушателям заочной формы обучения и ежемесячно ему об этом докладывать, вызывать на оперативные совещания с отчетом по графику всех обучающихся по заочной форме.

За отказ повышать свою квалификацию сотрудники прокуратуры подлежали увольнению. Так, за отказ поехать на 3-месячные межобластные курсы в г. Новосибирске была уволена народный следователь Тальменского района.

На основании вышеизложенного следует отметить, что вопрос комплектования личного состава правоохранительных органов оставался актуальным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Правоохранительные органы пополнялись за счет лиц, зачастую не имевших не только юридического, но иногда и среднего образования. Такое положение приводило к возникновению ряда трудностей при осуществлении своих служебных обязанностей сотрудниками. Именно поэтому в военный период акцент в развитии кадровой политики правоохранительных органов был сделан на подготовку квалифицированных кадров. Руководители правоохранительных органов старались различными методами и средствами бороться за повышение общеобразовательного и юридического образования своих кадров. Именно этому направлению во всех подразделениях правоохранительных органов отводилось важное место, поскольку непосредственно от квалифицированных кадров и зависел успех в борьбе с преступностью в условиях чрезвычайной ситуации, обусловленной войной.

 

С. П. Шатилов, канд. юрид. наук, доцент